ИФНС. Налоговая. Что она делает? Какие обязанности у инспекторов? Что делать народу?
Налоговые органы не обязаны консультировать налогоплательщиков. А ещё они подвергаются масштабной реорганизации и оптимизации. Посмотрим, что обязана делать ФНС и какие нововведения входят в нашу повседневную налоговую жизнь.
О правах и полномочиях ФНС и «уходе в онлайн»
Полномочия и организация деятельности указаны в положении о ФНС от 30.09.2004г.
Что такое » Федеральная налоговая служба»? Это орган исполнительной власти (самостоятельный, независимый, но подконтрольный законам).

Находится в ведении Министерства Финансов РФ. ИФНС осуществляет деятельность при помощи территориальных органов.
Это налоговые службы, межрегиональные налоговые инспекции Службы, инспекции Службы по районам, Службы межрайонного уровня.
Функции Налоговой службы — контроль и надзор:
- за соблюдением налогового законодательства;
- правильностью уплат налогов, сборов, страховых взносов и других платежей.
Но это далеко не всё.

В обязанности ФНС входят такие действия, как:контроль и надзор за:
соблюдением резидентами и нерезидентами РФ валютного законодательства страны, соблюдение резидентами обязанности уведомлять об открытии и движении счетов за границей;
соблюдением требований к ККТ (контрольно-кассовой технике) и регистрация её;
механизмом лотерей, азартных игр в части исполнения «антиотмывочного» закона;
выдача с учётом действующего порядка:
свидетельства для операций с прямогонным бензином;
разрешения для операторов фискальных данных;
свидетельства для осуществления производства продукции нефтехимии (бензола, параксилола или ортоксилола), для работы с продуктами, полученными в результате перегонки углеводородов и для проведения операций с этиловым спиртом и по переработке нефтяного сырья;

- регистрация:
- юрлиц, ИП, фермерских хозяйств;
- аккредитацию филиалов и представительства иностранных юрлиц;
- Кроме того, обеспечение:
- сертификатами ключей участников электронного взаимодействия;
- ведение:
- учёта налогового контроля физлиц и юрлиц;
- Единых государственных реестров:
- юрлиц;
- ИП;
- налогоплательщиков;
- также, ведет реестры:
- организаций, связанных с азартными играми;
- иностранных юрлиц;
- ККТ, фискальных накопителей, экспертных организаций.
Помимо этого, ФНС принимает решения по поводу сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, устанавливает различные формы документов, а также выполняет иные функции.

Подчёркивается, что налоговая служба не в праве управлять государственным имуществом и оказывать населению платные услуги.
Судя по тому, что может делать ИФНС, посмотрим на что имеет право ФНС для реализации своих полномочий:
- проводить экспертизы, исследования, испытания, анализы и оценки по вопросам, относящимся к её компетенции, привлекать специалистов и учёных;
- создавать собственные экспертные органы;
- применять меры различного характера для пресечения нарушения законодательства;
- запрашивать и получать необходимые сведения;
- давать разъяснения юрлицам и физлицам;
- разрабатывать форменную одежду, утверждать порядок наград.
Информационные технологии на службе ФНС
ИФНС занимается упразднением налоговых инспекций, которые относятся к «малочисленным». А межрегиональным инспекциям по округам передаётся досудебное урегулирование споров.
Дело в том, что с 1 января 2021 года вышло специальное постановление по сокращению численности служащих и работников госорганов, в том числе и в налоговой службе.
Это сподвигло ФНС переходить на двухуровневую систему управления и «укрупнять» малочисленные инспекции.
В течение 20 лет ИФНС развивает бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками, в последние 10 лет развитие идёт наиболее активно.
Это позволяет снижать издержки с обеих сторон, особенно на это повлиял 2020 год. Всего на сайте ФНС развивается более 60 сервисов.

Для примера, сервис «Прозрачный бизнес» зафиксировал в 2020 году около 493 млн заявлений.
В 2020 году российский налоговый мониторинг был признан одной из лучших международных практик. В рамках международного форума 53 стран ФНС России был включён в доклад как один из 7 примеров лучшей международной практики по реализации цифрового взаимодействия государства и бизнеса. Помимо России, в список вошли Сингапур, Норвегия, Австралия, Испания, Финляндия и Кения.

Цифровизация 2021
В феврале был опубликован обширный список мероприятий ИФНС, относящихся к цифровым технологиям.
Самые масштабные проекты:
- АИС «Налог-4»;
- ФГИС ЕРН (система будет содержать более 30 видов сведений о гражданах без доходов и налоговых поступлений);
- будет автоматизирован процесс налогообложения доходов от банковских физлиц (напоминаем: с 2021 года введён налог на доходы по вкладам свыше 1 млн руб.);
- будет создана платформа для обмена сведениями о налогоплательщике «при оказании финансовых и иных услуг»;
- сервис для упрощения получения налоговых вычетов налогоплательщиками-физлицами;
- «УСН-онлайн» для автоматического учёта доходов в оперативном режиме (малый и средний бизнес, представителей которых около 1,2 млн, будет освобождён от подачи налоговых деклараций, налоговая служба будет рассчитывать всё самостоятельно);
- новый единый сводный реестр задолженности по платежам в бюджет (совместный проект с Федеральной службой судебных приставов);
- национальная система прослеживаемости товаров (в рамках борьбы с контрабандой);
- выдача бесплатных электронно-цифровых подписей юрлицам и ИП.

В 2023-2024 годах ФНС, наряду с другими министерствами, будет внедрять проекты в сфере искусственного интеллекта. В частности, планируется голосовой ассистент для консультаций, и классификаторы для вопросов и товарных наименований.
По ожиданиям федеральной налоговой службы, уровень удовлетворённости госуслугами населением должен составить не менее 90%.
Налоговая для налогоплательщиков: ожидание и реальность
Что касается обращений налогоплательщиков по поводу неисполнения налоговыми органами консультационных услуг: ФНС ранее объясняла, что ст. 32 НК РФ предполагает информирование налогоплательщиков, а не консультирование. В чём разница?
Что ожидают налогоплательщики в рамках консультирования:
- заполнения за себя форм;
- трактовок применяемого законодательства;
- советов по наилучшему выбору налогообложения;
- разъяснения различных вариантов и проблемных решений;
- рекомендаций по выборе наиболее подходящего решения.

Что представляет собой по факту информирование ФНС :
- предоставление информации о действующих налоговых ставках, размеров сборов и порядке их исчисления и уплаты;
- информирование правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговых агентов и тех, кто оплачивает сборы;
- ответы на вопросы о полномочиях налоговых органов;
- предоставление форм деклараций.
Налогоплательщик имеет право на соблюдение налоговой тайны, а также обжаловать акты налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц.
В отличие от ФНС, специалисты по налогообложению предоставляют консультационные услуги. Эксперты предлагают различные альтернативы решений, которые помогают избежать штрафов и обойтись меньшими затратами.


Перейдите по ссылке и узнаете на темы:
- 10 грехов ИП
- Обязанности ПРИСТАВОВ
- Лизинг- что и как?
- В чем ответственность директора?
- Как оформить уникальность название фирмы?
- Недостоверный юридический адрес: в чем опасность.
- Что диктует 115-ФЗ
- Открыть ООО в Новороссийске
- Разница: учредители и участники.
- Юридическая защита компании.
- Договор ГПХ
- Бухгалтерия для ИП.
- Коммерческий директор, нужен ли он?
- Открыть филиал
- Нотариус. Цифровые услуги.
- Зарегистрировать фирму
- Зарегистрировать ООО, АО, ИП.
- Оптимизация налогов-это…
- ВЭД
- Восстановить бухгалтерский учет.
- Что мы делаем для регистрации
- Обязательный аудит
- Договор комиссии
- Налоговые споры
- Распределение прибыли как дивидендов
- Работодатель и защита его прав.
- СМИ, dogs и рок-н-ролл
- Чем занимается прокуратура, на что нужно жаловаться и где это делать.
Интересное название статьи. Что должна делать для нас налоговая служба. По моему только мы для нее делаем все в виде постоянных налогов практически на все что можно. Только на воздух и нашу собственную жизнь не платим налог. А по поводу перехода на полную цифровизацию ну что я могу сказать то что все процессы будет проводить легче на много главное чтобы не было системных сбоев и хакеры не крали информацию.
С одной стороны — цифровизация сделала взаимодействие с налоговой службой более удобной, с другой — если тебя «пошлёт» компьютер, с ним не поговоришь, как с чиновником).
С одной стороны, цифровизация сделала взаимодействие с налоговой службой удобнее, с другой — общение с живыми людьми, иной раз, бывает продуктивнее)