СМИ. Как влияет на нашу жизнь? Мир просто наполнен новостями. Люди узнают их от различных изданий. Они информируют, просвещают и развлекают людей.

Но они также влияют на то, как люди смотрят на мир, и заставляют их менять свои взгляды.

Что такие СМИ и какова их роль

Под средствами массовой информации или СМИ (англ. mass media) понимаются средства публичной передачи информации. У СМИ есть два признака: массовость и периодичность (не реже 1 раза в год).

Виды средств массовой информации:

  • периодические печатные издания;
  • сетевые издания в Интернете;
  • телепрограммы;
  • радиопрограммы;
  • видеопрограммы;
  • кинохроникальные программы и другие.

Не относятся к СМИ: блоги, влоги, малотиражные издания, форумы, конференции, стенгазеты, библиотеки и т. д.

сми

СМИ выполняют определенные функции:

  • Информационную. Количество информации возросло на порядки по сравнению с объемом, с которым сталкивался человек 50 лет назад. Поэтому СМИ конкурируют друг с другом, что провоцирует их сообщать информацию первыми, но преждевременно, неточно, частично.
  • Функцию интерпретации. СМИ предлагают социальные, культурные, политические комментарии, полные субъективных интерпретация специалистов, экспертов, публичных деятелей. Некоторые их них могут действовать «в серых зонах», под видом традиционных новостей выдавая форматы, «окрашенные» в нужный цвет.
  • Образовательную. Самые популярные примеры — это контента на каналах History, National Geographic и Discovery. Подобные каналы выполняют функцию расширения кругозора и обучения.
  • Объединяющую. Люди, разделяющие общие ценности, могут общаться в комментариях и на форумах. В прочем, не разделяющие ценности — тоже, что и создает дискуссию.
  • Расслабляющую (переключающую). Почти все мы используем СМИ для переключения со своей личной «повестки дня» на какие-нибудь новости. Это помогает нам расслабиться, удовлетворить любопытство, отвлечься от повседневности.
  • Контролирующую. Не многие задумываются, но СМИ действуют как «привратник», позволяя влиять на то, какая информация и в каком виде должна доходить до аудитории. На ум приходят варианты цензуры, но в большинстве случаев контент редактируется из-за причин: ограничение во времени, давление рекламодателей, личные предпочтения редактора, необходимость соблюдения этики, интересов следствия, законов, нежелание «растерять» лояльную аудиторию и т. д.

Watchdog, attack dog и lapdog в журналистике

Контролирующая журналистика (англ. watchdog media, где watchdog в т. ч. «сторожевой пес») является важной частью механизма в демократических странах. В некоторых странах СМИ полностью или почти полностью контролируются правительством (Бирма, Северная Корея и т. д.). Журналистика выполняет эту функцию, если есть свобода массовой информации.

Центральная функция контролирующей журналистики предназначена для того, чтобы правительство не отнимало много власти и не выходило за рамки, это важно для населения.

журналист

Для этого есть такие инструменты как информирование о том, что происходит во властных структурах факт-чекинг, журналистские расследования, интервью значимых лиц.

В противовес watchdog media есть понятия других категорий СМИ: attack dog media и lapdog media. Если перевести на русский, эти термины означают аллегорию со служебными псами, нападающими по приказу хозяина и комнатными (декоративными) собачонками.

Причем вовсе не означает, что эти представители действуют всегда «по указке хозяина» и «по принуждению».

Часто это реалии круглосуточного новостного цикла, очень жесткой конкуренции и необходимости быть на пике. «Атакующие псы» могут набрасываться, чтобы просто получить сенсацию или создать инфоповод, привлекающий трафик.

Общество и СМИ

Что касается роли «карманных собачек», это происходит из-за желания стать удобными для того или иного общественного деятеля, нежелания критически подавать информацию и иметь какие-то выгодные контракты.

При этом может показаться удивительным, но исследователи СМИ склоняются во мнении, что множество враждебных и негативных репортажей о чиновниках, государственных, общественных деятелях приводят к тому, что общество ничего не знает о положительных моментах их работы (даже когда они существенны), только об отрицательных.

В середине XX века вместе с появлением рок-н-ролла появилась и трансформированная система СМИ (США). Это был «рынок свободных идей» и «выкристаллизировались» концепции социальной ответственности журналистики.

Было дано определение свободы слова, сформированы требования предоставлять правдивую, вдумчивую информацию, обеспечивать полный доступ к сведениям, представлять и разъяснять задачи общества, ценности и другие моменты.

Своего рода «рок-н-ролл» массмедиа «выстрелил» в отечественной журналистике в 90-е годы. Это было время не только профессионального расцвета СМИ, но трансформация в индустрию, живущую по законам рынка.

Тогда стало ясно, что СМИ — инструмент большого влияния, политического и экономического PR, что требует их переосмысления, трансформации и нового звучания.

Эффекты массмедиа: ловкость или мошенничество

Эффекты массмедиа — это умышленные и непреднамеренные последствия работы СМИ. По исследованиям, мы склонны считать, что они не влияют на нас, а влияют в основном на других, что, конечно же, не так.

Это называется «эффектом третьего лица» (англ. the third-party effect). «Излечивает» от такого заблуждения простая мысль: стали бы тратить рекламодатели и отделы PR миллиарды долларов в год во всем мире, если бы сообщения не влияли бы на потребителей? Еще раз: нет, никто не исключение.

Одним из эффектов является «гипотеза культивации» (англ. cultivation theory). Она гласит, что, во-первых, СМИ искажает масштаб насилия рисков в мире, это приводит к «синдрому злого мира».

По зарубежным исследованиям:

  • «фанаты» телевизора оценили риск стать жертвой насилия в течение следующей недели: 1/10;
  • смотревшие телевизор мало: 1/100;
  • реальный риск по статистике преступности был: 1/10 000.

Чем больше люди смотрели телевизор, тем более зловещим им казалась действительность.

Доказано, что зрители идентифицируют себя с персонажами, транслирующимися как мейнстрим (на телевидении), что постепенно заставляет их себя вести так же.

Тому есть подтверждения: если большинство на телевидении изображается как благополучный средний класс с политически умеренными взглядами, то активные телезрители начнут считать себя именно им.

В действительности они могут относиться к рабочему классу, к слоям населения за чертой бедности, а политических взглядов не иметь вовсе или иметь очень консервативные, а не умеренные. Стоит отметить, благополучие среднего класса — не самое плохое, что может транслировать телевидение.

сми и закон
526939352

СМИ и закон

Не зря СМИ приписывают термин «четвертая власть» (англ. Fourth Estate), добавляя ее в список к трем существующим в государстве: законодательной, исполнительной и судебной.

Нормативно-правовая база

Такая важная деятельность не может не регулироваться законом: в России действует закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в который часто вносятся изменения (каждый год).

Перечень важных нормативно-правовых актов: постановление правительства РФ от 16.10.2015 № 1107, распоряжение правительства РФ от 06 октября 2011 года № 1752-р, приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 № 100. Учитывая, что в СМИ часто идет реклама, нужно соблюдать и «Закон о рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Регистрация СМИ

Чтобы СМИ имело право на работу, его нужно зарегистрировать в Роскомнадзоре. Для приема различных заявлений, связанных с регистрацией и других действий со СМИ есть раздел на «Госуслугах»: Регистрация СМИ.

Размер государственной пошлины в 2021 г. указан в таблице.

Регистрация и внесение изменений для СМИ, распространяющегося:СМИСМИ детское, подростковое культурно-просветительское или образовательноеСМИ рекламноеСМИ эротическое


на территории РФ и за пределами, на территории 2-х и более регионов.
8 000 руб.1600 руб.40 000 руб.80 000 руб.


на территории региона и других террит. образований
4 000 руб.800 руб.20 000 руб.40 000 руб.

Рассмотрение заявления будет длиться 30 дней.

Заключение

Под массовой информацией понимаются разные виды материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц (текстовые, аудио, видео и иные). Средство массовой информации — это путь доставки информации до потребителя: радио- и телепрограммы, видео, аудио, периодические печатные издания, кинохроника, электронные ресурсы.

СМИ выполняют важные функции и влияют на мнение населения, поэтому их деятельность контролируется законом. Теории эффектов массмедиа исследуют преднамеренные и непреднамеренные воздействия и формирование реальности, в которой существует общество.

Перейдите по ссылкам, чтобы узнать на темы: