СМИ. Как влияет на нашу жизнь? Мир просто наполнен новостями. Люди узнают их от различных изданий. Они информируют, просвещают и развлекают людей.
Но они также влияют на то, как люди смотрят на мир, и заставляют их менять свои взгляды.
Что такие СМИ и какова их роль
Под средствами массовой информации или СМИ (англ. mass media) понимаются средства публичной передачи информации. У СМИ есть два признака: массовость и периодичность (не реже 1 раза в год).
Виды средств массовой информации:
- периодические печатные издания;
- сетевые издания в Интернете;
- телепрограммы;
- радиопрограммы;
- видеопрограммы;
- кинохроникальные программы и другие.
Не относятся к СМИ: блоги, влоги, малотиражные издания, форумы, конференции, стенгазеты, библиотеки и т. д.
СМИ выполняют определенные функции:
- Информационную. Количество информации возросло на порядки по сравнению с объемом, с которым сталкивался человек 50 лет назад. Поэтому СМИ конкурируют друг с другом, что провоцирует их сообщать информацию первыми, но преждевременно, неточно, частично.
- Функцию интерпретации. СМИ предлагают социальные, культурные, политические комментарии, полные субъективных интерпретация специалистов, экспертов, публичных деятелей. Некоторые их них могут действовать «в серых зонах», под видом традиционных новостей выдавая форматы, «окрашенные» в нужный цвет.
- Образовательную. Самые популярные примеры — это контента на каналах History, National Geographic и Discovery. Подобные каналы выполняют функцию расширения кругозора и обучения.
- Объединяющую. Люди, разделяющие общие ценности, могут общаться в комментариях и на форумах. В прочем, не разделяющие ценности — тоже, что и создает дискуссию.
- Расслабляющую (переключающую). Почти все мы используем СМИ для переключения со своей личной «повестки дня» на какие-нибудь новости. Это помогает нам расслабиться, удовлетворить любопытство, отвлечься от повседневности.
- Контролирующую. Не многие задумываются, но СМИ действуют как «привратник», позволяя влиять на то, какая информация и в каком виде должна доходить до аудитории. На ум приходят варианты цензуры, но в большинстве случаев контент редактируется из-за причин: ограничение во времени, давление рекламодателей, личные предпочтения редактора, необходимость соблюдения этики, интересов следствия, законов, нежелание «растерять» лояльную аудиторию и т. д.
Watchdog, attack dog и lapdog в журналистике
Контролирующая журналистика (англ. watchdog media, где watchdog в т. ч. «сторожевой пес») является важной частью механизма в демократических странах. В некоторых странах СМИ полностью или почти полностью контролируются правительством (Бирма, Северная Корея и т. д.). Журналистика выполняет эту функцию, если есть свобода массовой информации.
Центральная функция контролирующей журналистики предназначена для того, чтобы правительство не отнимало много власти и не выходило за рамки, это важно для населения.
Для этого есть такие инструменты как информирование о том, что происходит во властных структурах факт-чекинг, журналистские расследования, интервью значимых лиц.
В противовес watchdog media есть понятия других категорий СМИ: attack dog media и lapdog media. Если перевести на русский, эти термины означают аллегорию со служебными псами, нападающими по приказу хозяина и комнатными (декоративными) собачонками.
Причем вовсе не означает, что эти представители действуют всегда «по указке хозяина» и «по принуждению».
Часто это реалии круглосуточного новостного цикла, очень жесткой конкуренции и необходимости быть на пике. «Атакующие псы» могут набрасываться, чтобы просто получить сенсацию или создать инфоповод, привлекающий трафик.
Общество и СМИ
Что касается роли «карманных собачек», это происходит из-за желания стать удобными для того или иного общественного деятеля, нежелания критически подавать информацию и иметь какие-то выгодные контракты.
При этом может показаться удивительным, но исследователи СМИ склоняются во мнении, что множество враждебных и негативных репортажей о чиновниках, государственных, общественных деятелях приводят к тому, что общество ничего не знает о положительных моментах их работы (даже когда они существенны), только об отрицательных.
В середине XX века вместе с появлением рок-н-ролла появилась и трансформированная система СМИ (США). Это был «рынок свободных идей» и «выкристаллизировались» концепции социальной ответственности журналистики.
Было дано определение свободы слова, сформированы требования предоставлять правдивую, вдумчивую информацию, обеспечивать полный доступ к сведениям, представлять и разъяснять задачи общества, ценности и другие моменты.
Своего рода «рок-н-ролл» массмедиа «выстрелил» в отечественной журналистике в 90-е годы. Это было время не только профессионального расцвета СМИ, но трансформация в индустрию, живущую по законам рынка.
Тогда стало ясно, что СМИ — инструмент большого влияния, политического и экономического PR, что требует их переосмысления, трансформации и нового звучания.
Эффекты массмедиа: ловкость или мошенничество
Эффекты массмедиа — это умышленные и непреднамеренные последствия работы СМИ. По исследованиям, мы склонны считать, что они не влияют на нас, а влияют в основном на других, что, конечно же, не так.
Это называется «эффектом третьего лица» (англ. the third-party effect). «Излечивает» от такого заблуждения простая мысль: стали бы тратить рекламодатели и отделы PR миллиарды долларов в год во всем мире, если бы сообщения не влияли бы на потребителей? Еще раз: нет, никто не исключение.
Одним из эффектов является «гипотеза культивации» (англ. cultivation theory). Она гласит, что, во-первых, СМИ искажает масштаб насилия рисков в мире, это приводит к «синдрому злого мира».
По зарубежным исследованиям:
- «фанаты» телевизора оценили риск стать жертвой насилия в течение следующей недели: 1/10;
- смотревшие телевизор мало: 1/100;
- реальный риск по статистике преступности был: 1/10 000.
Чем больше люди смотрели телевизор, тем более зловещим им казалась действительность.
Доказано, что зрители идентифицируют себя с персонажами, транслирующимися как мейнстрим (на телевидении), что постепенно заставляет их себя вести так же.
Тому есть подтверждения: если большинство на телевидении изображается как благополучный средний класс с политически умеренными взглядами, то активные телезрители начнут считать себя именно им.
В действительности они могут относиться к рабочему классу, к слоям населения за чертой бедности, а политических взглядов не иметь вовсе или иметь очень консервативные, а не умеренные. Стоит отметить, благополучие среднего класса — не самое плохое, что может транслировать телевидение.
СМИ и закон
Не зря СМИ приписывают термин «четвертая власть» (англ. Fourth Estate), добавляя ее в список к трем существующим в государстве: законодательной, исполнительной и судебной.
Нормативно-правовая база
Такая важная деятельность не может не регулироваться законом: в России действует закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в который часто вносятся изменения (каждый год).
Перечень важных нормативно-правовых актов: постановление правительства РФ от 16.10.2015 № 1107, распоряжение правительства РФ от 06 октября 2011 года № 1752-р, приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 № 100. Учитывая, что в СМИ часто идет реклама, нужно соблюдать и «Закон о рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Регистрация СМИ
Чтобы СМИ имело право на работу, его нужно зарегистрировать в Роскомнадзоре. Для приема различных заявлений, связанных с регистрацией и других действий со СМИ есть раздел на «Госуслугах»: Регистрация СМИ.
Размер государственной пошлины в 2021 г. указан в таблице.
Регистрация и внесение изменений для СМИ, распространяющегося: | СМИ | СМИ детское, подростковое культурно-просветительское или образовательное | СМИ рекламное | СМИ эротическое |
на территории РФ и за пределами, на территории 2-х и более регионов. | 8 000 руб. | 1600 руб. | 40 000 руб. | 80 000 руб. |
на территории региона и других террит. образований | 4 000 руб. | 800 руб. | 20 000 руб. | 40 000 руб. |
Рассмотрение заявления будет длиться 30 дней.
Заключение
Под массовой информацией понимаются разные виды материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц (текстовые, аудио, видео и иные). Средство массовой информации — это путь доставки информации до потребителя: радио- и телепрограммы, видео, аудио, периодические печатные издания, кинохроника, электронные ресурсы.
СМИ выполняют важные функции и влияют на мнение населения, поэтому их деятельность контролируется законом. Теории эффектов массмедиа исследуют преднамеренные и непреднамеренные воздействия и формирование реальности, в которой существует общество.
Перейдите по ссылкам, чтобы узнать на темы:
- Семейный кодекс
- Бизнес в Краснодарском крае
- Закон о рекламе
- Как зарегистрировать ИП?
- Налоговый нерезидент
- Личный кабинет налогоплательщика
- Зарплата бухгалтера
- Травма, ребенок, врач и полиция.
- Работодатель и защита его прав.
- Чем занимается прокуратура, на что нужно жаловаться и где это делать.
- Рынок древесины уходит от бумаги
- Почему новый налог может быть не выгоден «упрощенцам»
- Верховный суд разрешит оспаривать
Действительно, все сейчас в интернете читают и смотрят СМИ, верят им, а некоторые даже меняют свои мысли. Они умеют донести информацию так чтобы весь мир верил в эту информацию))
Любое информационное агентство преследует одну цель — управление народом. Особенно в нынешних реалиях это актуально, когда в активный бой вступила информационная война. Поэтому надо научиться думать и фильтровать любую информацию, которая поступает в наши головы из СМИ.
Новости, новости, новости… Кругом одни новости и от них уже кружится голова. Простите за тавтологию. Последнее время решил отказаться от потребления новостей ежедневно. Раз в неделю просто просматриваю ленту в телеграмм и мне этого достаточно, чтобы быть в курсе всех событий.
Необходимо научиться мыслить критически, чтобы не поддаваться давлению со стороны и не принимать любую информацию за чистую копейку. Я всегда фильтрую новости, прежде чем принимать все за чистую копейку.
Как по мне не стоит слушать новости, которые тебя расстраивают. В жизни и так слишком много неприятностей и трудностей происходит, чтобы еще плохие вести слышать извне.
Ученые и психологи советуют не смотреть новости, чтобы сохранить свое психическое здоровье. Я вот тоже этого мнения придерживаюсь. Если уж что-то произойдёт грандиозное, то я об этом точно узнаю и без новостей.