Печать— это инструмент в бизнесе и жизни любого человека. когда мы идем в государственную организацию, то обязательно ждем на документе, чтобы нам поставили печать или штамп. Это приносит нам покой, что не просто бумага у нас в руках.
Решения деловых вопросов с глубокой древности стали подтверждаться печатями. Правители для этой цели использовали перстни, которые окунали в сургуч или воск. Сегодня клише изготавливают из резины, металла или полимера.
Гражданское законодательство не содержит определения печати, а в п. 2.1. ГОСТ Р 51511-2001 указано следующее:
- печать — устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу;
- клише печати — элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.
Разница между ними: первая служит для подтверждения подлинности, для подтверждения факта создания документа (его создания, подписания), а второй — для замены повторяющихся надписей ( «оплачено» или «копия верна», гриф «секретно»).
Фирмы, которые ответственно подходят к делу, пишут инструкции ведения документооборота с указанием перечня штампов и печатей, мест их хранения, списка сотрудников, которые могут ими пользоваться, списка документов, требующих проставления оттиска. Оттиск клише на пустых листах ставить опасно.
Как ИП работать с печатью
Нет конкретного нормативно-правового акта, который обязал бы ИП применять печать, при этом много ситуаций, когда это делать обязательно. И на практике делового оборота её наличие признаётся обязательным и само собой разумеющимся.
Если ИП решил к подписи добавить оттиск клише после открытия расчётного счета, то следует уведомить банк, торгово-промышленную палату, а также контрагентов и налоговую инспекцию (закон не обязывает это делать). Если ей больше пользоваться не будут, её нужно уничтожить в компании, в которой она была приобретена. Уведомлять налоговую ненужно, а банк стоит.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 для ИП утратило силу с 1 января 2021 г.: оно предполагало проставление печати на бланках строгой отчётности;
При отсутствии у ИП печати выдаваемые им доверенности на право представления отчётности и иных сведений в налоговый орган должны подлежать нотариальному заверению.
Для открытия расчётного счёта в инструкции Центробанка РФ от 30.05.2014 № 153-И говорится, что образец оттиска проставляется только при его наличии, но негласно банковские специалисты требуют.
Краткий вывод: если есть печать — ей нужно пользоваться.
Оформлять договоры с крупными компаниями сложнее, если у ИП нет печати, для них это одна из гарантий надёжности.
Как юрлицам работать с печатью
По закону от 06.04.2015 № 82-ФЗ использование (наличие) печати является правом, а не обязанностью хозяйственных обществ: была отменена обязанность компаний её применять, она была переведена в разряд добровольных атрибутов: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему».
Ряд случаев, предусмотренных законом, где оттиск проставляется:
- акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
- доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 02.10.2007 № 229-ФЗ);
- журнал учёта проверок ч. 10 ст. 16 26.12.2008 № 294-ФЗ);
- двойное складское свидетельство (ст. 913 ГК РФ);
- копии предоставляемых учредительных документов в регистрирующий недвижимость орган (ч. 9 ст. 18 от 13.07.2015 № 218-ФЗ);
- выписки по счёту депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства;
- решение об эмиссии ценных бумаг;
- отчётность о таможенных операциях;
- заявки на конкурс или аукцион в госзакупках;
- контрагент может потребовать, если использует сам и это прописано в условиях договора.
Право не использовать печать относится к компаниям, имеющим организационно-правовую форму АО и ООО, это не касается крестьянских хозяйств, хозяйственных партнёрств и производственных кооперативов (п. 2 ст. 50 ГК РФ).
Если фирма решает, что ей необходимо изготовление собственного клише, это нужно отразить в уставе организации (ст. 2 и 6 Закона № 82-ФЗ). Для этого требуется внести дополнения в устав решением общего собрания акционеров (п. 1 ст. 12 закона об АО), или решением общего собрания участников для ООО (п. 4 ст. 12 Закона об ООО). Про сроки внесения, правда, ничего не сказано.
Краткие выводы:
- Если наличие печати не указано в уставе — простановка оттиска не производится.
- В уставе закреплено использование печати — обязательно в случаях, прямо закрепленных в законодательстве.
- Если прописано в условиях договора — могут потребовать поставить.
Какие требования к печати
Печати по назначению делятся на основные и вспомогательные. Оттиск основной заверяет подлинности документов, должен соответствовать названию, указанному в учредительных документах организации.
Организациям разрешается иметь дополнительные (вспомогательные) печати
Организации могут иметь вспомогательные (дополнительные) печати — они воспроизводят наименование организации, её структурное подразделение и вид. В этом случае клише имеет дополнительную надпись: «Канцелярия», «Отдел кадров», «Для справок» и содержать все реквизиты основной.
Каким должен быть оттиск
На 2021 год официальные требования не установлены. В Москве с 1998 по 2005 год существовал официальный реестр для ИП и юрлиц, который ФНС признала нелегитимным. Но требования к внешнему виду оттисков и штампов из распоряжения мэра Москвы № 843-РМ компании по их производству учитывают до сих пор.
Правила касались 3 основных видов клише: треугольной (сторона 38-42 мм), прямоугольной (одна сторона 35-50, вторая — 70-100 мм) и круглой (диаметр 38-42 мм).
Что по правилам должны содержать печати | |
Индивидуального предпринимателя: | Юридического лица: |
ФИО физического лица (ИП); указание на организационно-правовую форму «Индивидуальный предприниматель»; населённый пункт, где зарегистрирован предприниматель; ИНН и ОГРНИП. | полную организационно-правовую форму; полное наименование организации, обязательно на русском языке; регион и город регистрации юрлица; ИНН и ОГРН. |
Можно добавить иностранный вариант названия организации, логотип, собственный торговый знак или знак обслуживания, фотографии, рисунки. Запрещено: размещение изображения российского герба, региональной и муниципальной символики, чужих логотипов и знаков.
Для изготовления клише и оснастки к ней нужно обратиться в специализированную организацию, для снижения риска подделки, нужно заказывать клише с защитой:
- гильоширные сетки (орнамент в виде густой сети фигурных линий), имеющие толщину не более 0,1 мм;
- специальные контрольные, химические или УФ-метки;
- многоцветность флэш-технологии;
- лазерная гравировку рисунков, фотографий;
- скрытые изображения;
- двумерный штрих-код стандарта Data-Matrix.
В УК РФ по ст. 327 установлена ответственность за подделку документов и штампов до 2 лет лишения свободы. Герб РФ вправе размещать только определенные представители госучреждений. Остальных штрафуют на сумму от 100 до 150 тысяч рублей.
Куда ставить печать
Если форма предполагает специальное место, отмеченное «М.П.», то печать ставится прямо на него. В других случаях должна располагаться внизу документа, рядом с подписью должностного лица так, чтобы частично закрыть должность и не попасть на подпись и её расшифровку.
Выгоднее и проще иметь печать, чем доказывать постоянно, почему её нет.
Если деловые бумаги нужно защитить надёжным способом, в этом может помочь использование электронно-цифровой подписи. В последнее время всё больше организаций переходят на технологию, которая заменяет обычную подпись и печать. Электронный документооборот всё больше заменяет бумажный, поэтому сфера применения ЭЦП будет существенно расширяться.
Мы давно делаем печати и штампы. И видим в них необходимость в деятельности.
Напоминаем, что в ИФНС сдаем заявления по Новым формам.
Перейдите по ссылке и узнаете:
Печать очень важна, но конечно ставить ее повсюду не стоит) для всего есть свое место и время)
Печать важна везде в документах это подтверждение один из важнейших аспектов.
Спасибо, что так подробно всё разъясненили. Действительно очень важный атрибут в ведении бизнеса
Написано ясно и понятно!Печать обязательно нужна и в бухгалтерии она просто необходима!
Такой маленький предмет и столько всего решает!! Печать очень важна и нужна
Печать очень важный аспект и должна присутствовать в любой организации. Статья очень интересная, всё подробно расписано.
Печать на документе должна быть, это подтверждает подлинность его.Так всегда было и это правильно.
Да сейчас уже многие перешли на электронную цифровую печать и подпись, уже даже обычным гражданам делают цифровую подпись. Прогресс
Да сейчас уже многие перешли на электронную цифровую печать и подпись, уже даже обычным гражданам делают цифровую подпись. Прогресс
Важно знать , когда и на каких документах ставится ваша печать! Смотрите , чтобы ваша печать была всегда при вас.
Да, печать должна быть всегда под рукой. Но при этом будьте осторожны, чтобы не потерять её и не создать себе лишних проблем. Так как если печать утеряна, то потом начинается много волокиты, чтобы признать её недействительной.
Как говорится, комментарии излишни! Одна из самых нужных и ответственных вещей в компании! Следите за ней, не теряйте, не давайте в руки ненадежным людям! Иначе проблем не оберешься потом!
Обязательно извещайте банк свой, если потеряли печать. До тех пор пока не сделаете новую, чтобы мошенники не воспользовались ситуацией и не смогли предпринять каких-либо действий со счетами!
Подскажите пожалуйста, обязательно ли печать должна ставиться внизу страницы? Сейчас начинаем работать с новым партнером, заключили договор, но у него печать стоит в правом углу вверху страницы. Не считается ли это нарушением? будет ли законен такой договор?
Я не поняла, а сколько может быть печатей без всяких дополнительных надписей «для кадров», «канцелярия» и т.д. Одна или их может быть несколько?
Всегда черпаю новые знания, посещая ваш сайт. Сегодня например узнала, что наличие печати обязательно указывать нужно в Уставе, никогда не думала, что так нужно. Вот что-то новое в копилке моих знаний!
Статья грамотная. Особенно важным считаю наличие печати у ИП. Сделать печать не составит труда, чтобы была. Когда она понадобится, в какой момент, не известно.
Согласен с автором статьи, что «печать приносит нам покой». Сейчас без печати никуда. Бумага с печатью является документом.
Без печати в бизнесе ни куда. Согласна, что маленькая штучка, а так много всего решает.
Спасибо за информативную статью. Полезно
Печать очень важный инструмент бизнеса. Будь-то ООО или ИП, без разницы.
В статье очень все грамотно и доступно описано! И в данном случае я считаю что такой аспект как печать — нужен исключительно для каждого документа! Лучше пусть стоит наличие печати чем доказывать постоянно, почему её нет.
Печать нужна для защиты любого документа! И именно печать говорит о оригинале того или другого важного документа!
Согласен с Еленой. Важный инструмент. Еще надо пользоваться печатью грамотно, а не лепить везде.
Была бумага, заверил печатью — документ.
Печать важный бизнес-инструмент.
Без печати не документ, а бумажка.
Ну как без печати выдать документ и подтвердить его подлинность? А никак и потом не докажешь никому подлинность. Считаю что она очень нужна.
Сама недавно оформила ЭЦП очень удобно! И на работе все ею пользуются. Действительно упрощает документооборот.
Очень интересная и довольно полезная информация на сегодняшний день для меня. Спасибо Вам!
Печать всегда нужна, без нее никуда.Ведь печать есть и в документах..
Полностью объяснил, как работать с печатью
Спасибо, для меня это была хорошая информация
Всегда узнаю, что-то новое из ваших статей, спасибо за то что разъясняете. Печать важный атрибут для ведения бизнеса,это точно.
Вот это мне и нужно было узнать, спасибо за столь информативную статью! Лайк!
Очень полезна и информативная статья! Много интересного, и кто ещё не пользуется ЭЦП, то это зря. Это наше будущее, наша защита!!
Очень интересная и довольно полезная информация на сегодняшний день для меня. Спасибо Вам!
Очень полезная и интересная статья. Действительно,такая маленькая вещь,а играет большую роль в наших делах.
Печать это как подпись, только юридически оформленная и выданная.
Спасибо вам за подробное объяснение, мне очень помогла ваша статья.
Печать нужна даже самому маленькому предприятию, без нее мало кто будет вам доверять и вычитывать заверение нотариуса.
Представьте документы без печати — не красиво, не солидно и сразу отпугивает клиентов. Статья хорошо описывает зачем нужна печать.