Печать— это инструмент в бизнесе и жизни любого человека. когда мы идем в государственную организацию, то обязательно ждем на документе, чтобы нам поставили печать или штамп. Это приносит нам покой, что не просто бумага у нас в руках.

учредитель иностранец

Решения деловых вопросов с глубокой древности стали подтверждаться печатями. Правители для этой цели использовали перстни, которые окунали в сургуч или воск. Сегодня клише изготавливают из резины, металла или полимера.

Гражданское законодательство не содержит определения печати, а в п. 2.1. ГОСТ Р 51511-2001 указано следующее:

  • печать — устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу;
  • клише печати — элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

Разница между ними: первая служит для подтверждения подлинности, для подтверждения факта создания документа (его создания, подписания), а второй — для замены повторяющихся надписей ( «оплачено» или «копия верна», гриф «секретно»).

печать
штамп

Фирмы, которые ответственно подходят к делу, пишут инструкции ведения документооборота с указанием перечня штампов и печатей, мест их хранения, списка сотрудников, которые могут ими пользоваться, списка документов, требующих проставления оттиска. Оттиск клише на пустых листах ставить опасно.

Как ИП работать с печатью

Нет конкретного нормативно-правового акта, который обязал бы ИП применять печать, при этом много ситуаций, когда это делать обязательно. И на практике делового оборота её наличие признаётся обязательным и само собой разумеющимся.

Если ИП решил к подписи добавить оттиск клише после открытия расчётного счета, то следует уведомить банк, торгово-промышленную палату, а также контрагентов и налоговую инспекцию (закон не обязывает это делать). Если ей больше пользоваться не будут, её нужно уничтожить в компании, в которой она была приобретена. Уведомлять налоговую ненужно, а банк стоит.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 для ИП утратило силу с 1 января 2021 г.: оно предполагало проставление печати на бланках строгой отчётности;

чистые активы

При отсутствии у ИП печати выдаваемые им доверенности на право представления отчётности и иных сведений в налоговый орган должны подлежать нотариальному заверению.

Для открытия расчётного счёта в инструкции Центробанка РФ от 30.05.2014 № 153-И говорится, что образец оттиска проставляется только при его наличии, но негласно банковские специалисты требуют.

Краткий вывод: если есть печать — ей нужно пользоваться.

Оформлять договоры с крупными компаниями сложнее, если у ИП нет печати, для них это одна из гарантий надёжности.

карта перевод

личный кабинет налогоплательщика

Как юрлицам работать с печатью

По закону от 06.04.2015 № 82-ФЗ использование (наличие) печати является правом, а не обязанностью хозяйственных обществ: была отменена обязанность компаний её применять, она была переведена в разряд добровольных атрибутов: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему».

семейный кодекс

Ряд случаев, предусмотренных законом, где оттиск проставляется:

  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 02.10.2007 № 229-ФЗ);
  • журнал учёта проверок ч. 10 ст. 16 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • двойное складское свидетельство (ст. 913 ГК РФ);
  • копии предоставляемых учредительных документов в регистрирующий недвижимость орган (ч. 9 ст. 18 от 13.07.2015 № 218-ФЗ);
  • выписки по счёту депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства;
  • решение об эмиссии ценных бумаг;
  • отчётность о таможенных операциях;
  • заявки на конкурс или аукцион в госзакупках;
  • контрагент может потребовать, если использует сам и это прописано в условиях договора.

Право не использовать печать относится к компаниям, имеющим организационно-правовую форму АО и ООО, это не касается крестьянских хозяйств, хозяйственных партнёрств и производственных кооперативов (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Если фирма решает, что ей необходимо изготовление собственного клише, это нужно отразить в уставе организации (ст. 2 и 6 Закона № 82-ФЗ). Для этого требуется внести дополнения в устав решением общего собрания акционеров (п. 1 ст. 12 закона об АО), или решением общего собрания участников для ООО (п. 4 ст. 12 Закона об ООО). Про сроки внесения, правда, ничего не сказано.

Краткие выводы:

  1. Если наличие печати не указано в уставе — простановка оттиска не производится.
  2. В уставе закреплено использование печати — обязательно в случаях, прямо закрепленных в законодательстве.
  3. Если прописано в условиях договора — могут потребовать поставить.

Какие требования к печати

Печати по назначению делятся на основные и вспомогательные. Оттиск основной заверяет подлинности документов, должен соответствовать названию, указанному в учредительных документах организации.

Организациям разрешается иметь дополнительные (вспомогательные) печати

Организации могут иметь вспомогательные (дополнительные) печати — они воспроизводят наименование организации, её структурное подразделение и вид. В этом случае клише имеет дополнительную надпись: «Канцелярия», «Отдел кадров», «Для справок» и содержать все реквизиты основной.

Каким должен быть оттиск

На 2021 год официальные требования не установлены. В Москве с 1998 по 2005 год существовал официальный реестр для ИП и юрлиц, который ФНС признала нелегитимным. Но требования к внешнему виду оттисков и штампов из распоряжения мэра Москвы № 843-РМ компании по их производству учитывают до сих пор.

Правила касались 3 основных видов клише: треугольной (сторона 38-42 мм), прямоугольной (одна сторона 35-50, вторая — 70-100 мм) и круглой (диаметр 38-42 мм).

Что по правилам должны содержать печати
Индивидуального предпринимателя:Юридического лица:
ФИО физического лица (ИП);
указание на организационно-правовую форму «Индивидуальный предприниматель»;
населённый пункт, где зарегистрирован предприниматель;
ИНН и ОГРНИП.
полную организационно-правовую форму;
полное наименование организации, обязательно на русском языке;
регион и город регистрации юрлица;
ИНН и ОГРН.

Можно добавить иностранный вариант названия организации, логотип, собственный торговый знак или знак обслуживания, фотографии, рисунки. Запрещено: размещение изображения российского герба, региональной и муниципальной символики, чужих логотипов и знаков.

Для изготовления клише и оснастки к ней нужно обратиться в специализированную организацию, для снижения риска подделки, нужно заказывать клише с защитой:

  • гильоширные сетки (орнамент в виде густой сети фигурных линий), имеющие толщину не более 0,1 мм;
  • специальные контрольные, химические или УФ-метки;
  • многоцветность флэш-технологии;
  • лазерная гравировку рисунков, фотографий;
  • скрытые изображения;
  • двумерный штрих-код стандарта Data-Matrix.

В УК РФ по ст. 327 установлена ответственность за подделку документов и штампов до 2 лет лишения свободы. Герб РФ вправе размещать только определенные представители госучреждений. Остальных штрафуют на сумму от 100 до 150 тысяч рублей.

Куда ставить печать

Если форма предполагает специальное место, отмеченное «М.П.», то печать ставится прямо на него. В других случаях должна располагаться внизу документа, рядом с подписью должностного лица так, чтобы частично закрыть должность и не попасть на подпись и её расшифровку.

Выгоднее и проще иметь печать, чем доказывать постоянно, почему её нет.

Если деловые бумаги нужно защитить надёжным способом, в этом может помочь использование электронно-цифровой подписи. В последнее время всё больше организаций переходят на технологию, которая заменяет обычную подпись и печать. Электронный документооборот всё больше заменяет бумажный, поэтому сфера применения ЭЦП будет существенно расширяться.

исполнительный орган

Мы давно делаем печати и штампы. И видим в них необходимость в деятельности.

Напоминаем, что в ИФНС сдаем заявления по Новым формам.

Перейдите по ссылке и узнаете:

  1. Коммерческая тайна.

2. Бухгалтерия для ИП.

3. Наследство досталось?

4. Нотариус для бизнеса.

Реклама и закон