Аутсорсинг может принести большую пользу вашему бизнесу, но существуют значительные риски и проблемы при ведении переговоров и управлении отношениями с аутсорсингом.

Аутсорсинг (англ. outsourcing) — это отказ компании от самостоятельного выполнения ряда некритичных для бизнеса функций и частей бизнес-процессов и передача их стороннему подрядчику, профессионально специализирующемуся на оказании таких услуг, на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Впервые аутсорсинг был признан бизнес-стратегией в 1989 году.

Аутсориснг обложка

Аутсорсинг, его виды и причины

Аутсорсинг можно описать как бизнес-практику, при которой услуги или должностные обязанности передаются третьей стороне.

Краткое обоснование, почему компании используют аутсорсинг, звучит так: для сокращения затрат на рабочую силу и бизнес-расходы, а также для того, чтобы они могли сосредоточиться на основных аспектах бизнеса. К примеру: небольшая компания может передать бухгалтерские обязанности на аутсорсинг бухгалтерской фирме, поскольку это может быть дешевле, чем нанимать штатного бухгалтера. Небольшие компании нанимают фирмы для администрирования заработной платы, уплаты налогов и управления рисками.

Крупные компании могут «выносить» промышленные процессы. Например, благодаря этому Nike выигрывает 47% рыночной доли у конкурентов. Во всём мире аутсорсинг стали применять и большие государственные структуры.

Какие отрасли компании передают на аутсорсинг (виды аутсорсинга по сферам деятельности):

  • производство и бизнес-процессы — 31%;
  • IT-услуги — 25%
  • НИОКР — 22%;
  • диcтрибуцию — 15%;
  • колл-центры — 7%.

Какие ещё дополнительные виды можно выделить:

  • бухгалтерский аутсорсинг;
  • производственно-хозяйственный аутсорсинг;
  • аутстаффинг;
  • аутсорсинг маркетинга и другие.

Итак, почему компании используют аутсорсинг? Потому что это снижает их накладные расходы на производство продукта, тем самым увеличивая их маржу прибыли. Это чисто деловое решение, потому что мы живём в мире, где одинаковый объём работы оплачивается по-разному.

Основные причины, по которым компании обращаются к другим исполнителям:

  1. Снижение или контроль затрат — 44%.
  2. Доступ к ИТ-ресурсам, которых нет, к инновациям — 34%.
  3. Освобождение своих внутренних ресурсов — 31%.
  4. Повышение внимания к своей стратегии (бизнесу или потребителю) — 28%.
  5. Реорганизация/трансформация компании — 22%.
  6. Ускорение проекта —15%.
  7. Сокращение времени выхода на рынок — 9%.

Риски аутсорсинга

Но, помимо плюсов, бизнес сталкивается и с минусами при внедрении новых способов ведения бизнеса. Vantage Partners однажды назвали переходный период аутсорсинга, в течение которого группа поставщиков услуг знакомиться с вашим бизнесом, «долиной отчаяния». В этот период новая команда пытается интегрировать всех сотрудников, и в течение от нескольких месяцев до пары лет производительность может начать падать.

Какие риски можно включить:

  • более медленное время выполнения работ;
  • отсутствие знаний и бизнесе или предметной области;
  • языковые и культурные барьеры;
  • разница в часовых поясах;
  • недостаток контроля,
  • угроза безопасности при работе с конфиденциальной информацией.

Почему это происходит: последние тенденции во многих компаниях показывают, что делегирование процессов происходит с учётом такого определяющего фактора как географическое расположение.

Виды аутсорсинга по тому, в какой стране располагается бизнес-партнёр: оффшоринг (offshoring), оншоринг (onshoring), ниаршоринг (nearshoring), фаршоринг (farshorin).

Оффшоринг — при офшоринге бизнес-процессы переносятся в другую страну. Его можно разделить на ниаршоринг — перенос в соседние страны, часто граничащие, и фаршоринг — сотрудничество с отдалёнными странами, например, Восточной Азии.

В противоположность оффшорингу, оншоринг — перемещение бизнес-процессов в более дешевое место внутри национальных границ. Оншоринг значительно улучшает структуру затрат и обеспечивает большую гибкость внутри организаций.

Следует учесть и скрытые затраты на аутсорсинг: общая сумма контракта неточно отражает затраты в деньгах и других ресурсах, минимум будет на 10% больше. Это те затраты, необходимые как минимум на заключение сделки и управления ею на протяжении длительного времени.

К наиболее значимым дополнительным расходам можно отнести:

  • стоимость анализа, является ли выбор правильным и кого выбрать;
  • стоимость передачи работы и знаний аутсорсеру;
  • расходы на управление отношениями аутсорсинга.

Что говорит по этому поводу законодательство

Виды экономической деятельности в РФ перечислены в ОКВЭД, такой вид как «аутсорсинг» российским законодательством не упоминается, но фактически такая деятельность на территории РФ осуществляется.

Аутсорсинг, который не запрещён, не следует путать с аутстаффингом (заёмным трудом), который запрещён в РФ согласно ст. 56.1 ТК РФ З. Чем они отличаются: первый — предоставление услуг исполнителем по договору возмездного оказания услуг, второй — передача исполнителем труда своих работников заказчику.

Возможность использовать аутсорсинговые схемы вытекают из правил ст. 421 ГК РФ, которые устанавливают, что граждане и юридические лица свободны в возможности заключать договоры предусмотренные и не предусмотренные законодательством.

Как минимизировать риск переквалификации договора аутсорсинга в «заемный труд»:

  1. Договор должен заключаться именно на предоставление услуги.
  2. Оказание услуги должно быть экономически и практически обосновано.
  3. Оплата производится в соответствии с объёмом и качеством услуг.
  4. Должна быть постановка задач на периоды и отчётность о проделанной работе.
  5. Работники не должен подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, которая отправляет на аутсорс часть своих процессов.
  6. Обратит внимание также получение постоянных поощрений работниками сторонней организации так же, как «своим».

Ответственность за нарушение трудового законодательства — штрафы.

Предупреждаем, что с 25.11.2020 году действуют новые формы.

Очевидно, что у каждого из этих вариантов аутсорсинга есть свои преимущества и недостатки. Следовательно, универсальная рекомендация невозможна. Это всегда зависит от разных факторов, таких как поставленные цели, доступные ресурсы или некоторые другие требования.

Наша компания 20 лет работает в этой области и помогает бизнесу.

+63