Бухгалтерия для ИП. Нужно ли это ИП? Что является верным: бухгалтерский учёт индивидуальному предпринимателю не требуется или постановка бухгалтерии ИП необходима? Правильным является второе.

карта перевод
сотрудник иностранец

Бухгалтерский учёт вести необязательно, но бухгалтерское сопровождение индивидуальному предпринимателю необходимо.

Рассмотрим, какие нюансы есть при ведении бизнеса индивидуального предпринимателя. И кому нужно делать сопровождение: профессиональному бухгалтеру или самому предпринимателю?

бухгалтер для ИП

Что, если не бухгалтерский учёт

Перечислим пункты, которые дают понять, почему важно выстроить правильное бухгалтерское сопровождение:

  • Выбрать систему налогообложения для бизнеса нужно грамотно, в нём разбираются хорошие специалисты.
  • От выбранной системы налогообложения зависят: отчётность, налоговые льготы, расчёт и уплата налогов.
  • Нарушения приводят к санкциям, проблемам с бизнесом, уплате штрафов.
  • Выбирать режим, на котором будет работать ИП, нужно в течение 1 месяца после получения регистрации ИП. Для большинства начинающих предпринимателей работать на условиях, которые предлагает общая система налогообложения, просто невыгодно.
защита прав ИП
Аффилированные лица

Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что ИП могут не вести бухучёт.

Внимание: это не значит, что предприниматель не должен предоставлять государству отчётность совсем, так как требуется вести учёт доходов и расходов.

Помимо бухучёта есть ещё налоговый учёт. Налоговый учёт предусматривает обобщение информации, благодаря которой рассчитывается налоговая база и налоговые платежи.

Часто в сознании предпринимателя они объединены, что по закону всё-таки разные вещи. Но, как бы это ни называлось, налоговый учёт предприниматели вести обязаны.

Умение разобраться в нужных документах требует квалификации и знаний.

Некоторые ведут и бухгалтерский учёта, и налоговый — им так удобнее принимать управленческие решения.

налоговая

Почему бухгалтерия для ИП — не простое занятие:

  1. Нужно предварительно посчитать планируемые доходы и расходы, чтобы понять, какая система налогообложения будет выгодна.
  2. Требуется выбрать налоговый режим. Суммы, которые нужно уплатить в казну, могут отличаться в разы.
  3. Любой режим предполагает налоговую отчётность, ФНС публикует большое количество информации и шаблонов документов на своём сайте nalog.ru.
  4. Если планируется нанимать себе работников, то отчётность усложняется: за них нужно сдавать отчётность в пенсионный фонд, налоговую службу и ФСС. Обязательно ведение кадрового учёта.
  5. Режим налоговой отчётности имеет налоговый календарь, поэтому несоблюдение сроков предусмотрена ответственность.
  6. Если простые режимы для ИП без наёмных работников ещё можно вести самостоятельно, то любые режимы с большим количеством операций, наличием работников, ОСНО, УСН «доходы минус расходы» требуют работы специалиста бухгалтерии.
  7. Нужно хранить всю документацию, которая относится к бизнесу (первичные документы). Налоговая имеет право производить проверку в течение 3-х лет даже после закрытия ИП.
Бухгалтерский учёт для ИП

Разные системы налогообложения и наличие кадров

Бухгалтерия для ИП. Чем осложняется ОСНО? Это необходимость декларации 3-НДФЛ каждый год и декларация по НДС каждый квартал.

Последнее администрировать сложнее, потому что нужно учитывать налоговые вычеты и возмещение НДС.

Чем осложняется УСН «доходы минус расходы»?

Это сбор большого количества документов по расходам.

Если они не соответствуют требованиям налоговой, не будет уменьшения налоговой базы (специальный перечень определён ст. 346.16 НК РФ).

коммерческая тайна

Какой учён должен вести предприниматель в зависимости от режима налогообложения:

  • УСН «доходы» — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все доходы, хранит все первичные документы.
  • На УСН «доходы минус расходы» — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все затраты и расходы, хранит все первичные документы.
  • Патентной системе налогообложения — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все доходы, до 60 млн. в год.
  • На ОСНО — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все затраты и расходы, хранит все первичные документы. Такой порядок учёта описан в Приказе от 13.08.02. № 86-Н.

Какие документы считаются первичными: кассовые чеки, счета-фактуры, бланки строгой отчётности, банковские выписки и прочие.

Предприниматели, взявшие сотрудников в штат, обязаны иметь следующие документы: приказы о приёме и увольнении, заявление на приём и увольнение, трудовые договоры, графики отпусков, штатное расписание, ведомости по зарплате и прочие

ИП обязан по сотрудникам вести кадровый учёт и сдавать отчётность с установленной периодичностью.

ОтчётПериод
Сведение о застрахованных лицах.Каждый месяц
Расчёт по страховым взносам, 4-ФСС, 6-НДФЛ. Авансовый платежКаждый квартал
Среднесписочная численность, Сведения о страховом стаже застрахованных лиц, 2-НДФЛ.Каждый год

Выводы

Индивидуальный предприниматель на любой системе налогообложения вести бухучёт не обязан, но должен вести учёт расходов и/или доходов в зависимости от системы, обязан вести налоговый учёт.

При наличии сотрудников добавляется обязанность вести кадровый учёт. Некоторые ведут бухгалтерский учёт из-за удобства анализа.

В простых случаях при некоторых видах систем налогообложения с малым количеством сделок и без сотрудников возможно вести сопровождение самому. В остальных случаях необходимы услуги профессионального бухгалтера.

Что интересного вы можете еще узнать про бизнес?