Бухгалтерия для ИП. Нужно ли это ИП? Что является верным: бухгалтерский учёт индивидуальному предпринимателю не требуется или постановка бухгалтерии ИП необходима? Правильным является второе.
Бухгалтерский учёт вести необязательно, но бухгалтерское сопровождение индивидуальному предпринимателю необходимо.
Рассмотрим, какие нюансы есть при ведении бизнеса индивидуального предпринимателя. И кому нужно делать сопровождение: профессиональному бухгалтеру или самому предпринимателю?
Что, если не бухгалтерский учёт
Перечислим пункты, которые дают понять, почему важно выстроить правильное бухгалтерское сопровождение:
- Выбрать систему налогообложения для бизнеса нужно грамотно, в нём разбираются хорошие специалисты.
- От выбранной системы налогообложения зависят: отчётность, налоговые льготы, расчёт и уплата налогов.
- Нарушения приводят к санкциям, проблемам с бизнесом, уплате штрафов.
- Выбирать режим, на котором будет работать ИП, нужно в течение 1 месяца после получения регистрации ИП. Для большинства начинающих предпринимателей работать на условиях, которые предлагает общая система налогообложения, просто невыгодно.
Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что ИП могут не вести бухучёт.
Внимание: это не значит, что предприниматель не должен предоставлять государству отчётность совсем, так как требуется вести учёт доходов и расходов.
Помимо бухучёта есть ещё налоговый учёт. Налоговый учёт предусматривает обобщение информации, благодаря которой рассчитывается налоговая база и налоговые платежи.
Часто в сознании предпринимателя они объединены, что по закону всё-таки разные вещи. Но, как бы это ни называлось, налоговый учёт предприниматели вести обязаны.
Умение разобраться в нужных документах требует квалификации и знаний.
Некоторые ведут и бухгалтерский учёта, и налоговый — им так удобнее принимать управленческие решения.
Почему бухгалтерия для ИП — не простое занятие:
- Нужно предварительно посчитать планируемые доходы и расходы, чтобы понять, какая система налогообложения будет выгодна.
- Требуется выбрать налоговый режим. Суммы, которые нужно уплатить в казну, могут отличаться в разы.
- Любой режим предполагает налоговую отчётность, ФНС публикует большое количество информации и шаблонов документов на своём сайте nalog.ru.
- Если планируется нанимать себе работников, то отчётность усложняется: за них нужно сдавать отчётность в пенсионный фонд, налоговую службу и ФСС. Обязательно ведение кадрового учёта.
- Режим налоговой отчётности имеет налоговый календарь, поэтому несоблюдение сроков предусмотрена ответственность.
- Если простые режимы для ИП без наёмных работников ещё можно вести самостоятельно, то любые режимы с большим количеством операций, наличием работников, ОСНО, УСН «доходы минус расходы» требуют работы специалиста бухгалтерии.
- Нужно хранить всю документацию, которая относится к бизнесу (первичные документы). Налоговая имеет право производить проверку в течение 3-х лет даже после закрытия ИП.
Разные системы налогообложения и наличие кадров
Бухгалтерия для ИП. Чем осложняется ОСНО? Это необходимость декларации 3-НДФЛ каждый год и декларация по НДС каждый квартал.
Последнее администрировать сложнее, потому что нужно учитывать налоговые вычеты и возмещение НДС.
Чем осложняется УСН «доходы минус расходы»?
Это сбор большого количества документов по расходам.
Если они не соответствуют требованиям налоговой, не будет уменьшения налоговой базы (специальный перечень определён ст. 346.16 НК РФ).
Какой учён должен вести предприниматель в зависимости от режима налогообложения:
- УСН «доходы» — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все доходы, хранит все первичные документы.
- На УСН «доходы минус расходы» — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все затраты и расходы, хранит все первичные документы.
- Патентной системе налогообложения — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все доходы, до 60 млн. в год.
- На ОСНО — книгу учёта доходов и расходов, в которую вписывает все затраты и расходы, хранит все первичные документы. Такой порядок учёта описан в Приказе от 13.08.02. № 86-Н.
Какие документы считаются первичными: кассовые чеки, счета-фактуры, бланки строгой отчётности, банковские выписки и прочие.
Предприниматели, взявшие сотрудников в штат, обязаны иметь следующие документы: приказы о приёме и увольнении, заявление на приём и увольнение, трудовые договоры, графики отпусков, штатное расписание, ведомости по зарплате и прочие
ИП обязан по сотрудникам вести кадровый учёт и сдавать отчётность с установленной периодичностью.
Отчёт | Период |
Сведение о застрахованных лицах. | Каждый месяц |
Расчёт по страховым взносам, 4-ФСС, 6-НДФЛ. Авансовый платеж | Каждый квартал |
Среднесписочная численность, Сведения о страховом стаже застрахованных лиц, 2-НДФЛ. | Каждый год |
Выводы
Индивидуальный предприниматель на любой системе налогообложения вести бухучёт не обязан, но должен вести учёт расходов и/или доходов в зависимости от системы, обязан вести налоговый учёт.
При наличии сотрудников добавляется обязанность вести кадровый учёт. Некоторые ведут бухгалтерский учёт из-за удобства анализа.
В простых случаях при некоторых видах систем налогообложения с малым количеством сделок и без сотрудников возможно вести сопровождение самому. В остальных случаях необходимы услуги профессионального бухгалтера.
Что интересного вы можете еще узнать про бизнес?
- Как назвать фирму, чтобы не отняли всю выручку
- Дебиторская задолженность.
- Какие неналоговые проверки могут быть.
- Что такое: реэкспорт и реимпорт.
- Кому нужна печать.
- Разница: учредители и участники.
- Как узнать систему налогообложения по ИНН.
- Защита прав индивидуальных предпринимателей.
- 5 видов реорганизации
- Купит бизнес, что нужно проверять.
- Зарегистрировать фирму?
- Регистрация юрлица в Краснодарском крае
- Кто такой квалифицированный инвестор?
- Досталось вам наследство?
- Нотариус для бизнеса.
- Кто не платит налоги?
- Проверка предприятия по ИНН
- Способы амортизации
- Про зарплаты и нарушения работодателей
- Налогообложение физлиц. НДФЛ.
- Какие документы нужно подавать для регистрации ООО
- Зарплата бухгалтера: в каком направлении самые высокие.
- Права безработного.
- Работодатель и защита его прав.
- Две модели взаимодействия по договору агентирования.
Я и не знала, что все документы нужно хранить в течение 3х лет, даже если закрыться. А как могут проверить то, если я уже не работаю, к примеру? Или тут могут просто запросить документы, которые у меня есть для проверки?
Проверить могут за 3 года с момента закрытия ИП, а документы по бизнесу нужно хранить минимум 4. Есть, которые еще дольше хранятся, кадровые документы на работников например десятки лет. Запросят не документы, которые есть для проверки, а все, которые должны быть
Спасибо за полезную статью. Начинаю работать только в данной сфере и буду немного ориентироваться
Если коротко, сам на себя работаешь, есть смысл вести бухгалтерию самостоятельно, а вот если есть наемные работники, то нужно нанимать специалиста. На пол ставки, хотя бы.
Очень интересная и познавательная статья для предпринимателей. Спасибо за ваши советы и такую развёрнутую информацию.
Правильно все разъяснено. Ведь, если подумать, то учет бухгалтерии нужен везде, но именно налогооблажение выбирается индивидуально. Мне порекомендовали как раз в налоговой, когда оформлял ИП, что подойдет под мой вид деятельности. Удобно. И сказали, что если будет необходимость, то всегда можно сделать замену.
Да, вы абсолютно правы!
Проще тем, у кого нет сотрудников. Если есть штат, то даже упрощенка все равно требует больше сдачи всяких отчетов и бумажек. Удобство сейчас сделали в том, что можно отправлять онлайн все и без личного посещения. Введение касс сначала казалось чем то сложным, а оказалось, что ничего подобного.
Много новых моментов нашла в статье, о которых не знала. Полезная статья, безусловно! Спасибо!
А разве сейчас для ИП ндс не убрали? Я был уверен, что ипешники работают все на упрощенки и без обложений ндс. Немного удивлен информацией, но зато теперь буду знать все тонкости.
Для маленьких ип скорее всего бухгалтерия не так и важна, сами ведут 1С, и все. Ну, и отчет раз в год сдают. Когда сеть крупная или бизнес большой, то конечно нужно понимать все проходящие доходы и расходы, тут обязательно нужен бухгалтер.
Если отчет подготовить заранее, то и усложнений не будет. Опытный бухгалтер быстро все составит и грамотно. Я думаю, что тут вопросов не будет. Да и сам отчет же отправлять можно через интернет, а не идти в саму налоговую.
Сейчас есть штрафы за не сдачу отчета?
Я была уверена, что в нынешнее время все упростили и сняли санкции. А если читать статью, то в итоге все как было так и осталось. Жаль, и так у многих бизнес покачнулся.
вау. сейчас политика в одном направлении. ВСе он-лайн. А в реальности много ошибок, технических недоработок.
Если соображаешь в этом деле — веди бухгалтерию сам. Если же нет — то лучше найми бухгалтера, иначе потеряешь гораздо больше. Видел это, и не раз.
Тут конечно нао понимать какие объемы деятельности вы осуществляете и как сами разбираетесь в нюансах бухгалтерского дела и налогообложения. И еще найти грамотного специалиста не так просто. Учитывать надо многое, а потом решать стоит или нет доверять такое важное дело другим рукам.
Довольно глупый вопрос. Ведь, бухгалтерию вы ведете в любом случае, в том или ином виде, а полное ее отсутствие вредит больше вам, чем кому-то еще. Поэтому, да, вести учет следует при любом раскладе.
Вот вы говорите правильные и разумные вещи. И все же прежде чем искать профессионала и платить ему, надо или прикинуть окупиться ли он по итогу или же действовать методом проб и ошибок, чтобы понять и правда так ли он необходим.
Как по мне так бух учет чуть ли не самая важная часть в любом бизнесе. Если не можешь посчитать собственные деньги то далеко не уедешь
Полезно читать подобные статьи, которые дополняют знания и дает понять много побочных вещей. Спасибо, что делитесь полезной информацией и даете хорошие советы.
На бухгалтеррах в наше время сейчас и опирается бизнес. Без них никуда. Это очень тяжёлая работа, следить за всеми финансами.
Очень интересная и познавательная статья, спасибо вам большое!
Бухгалтер для ИП, как мне кажется нужен. Особенно если ИП создано пусть и гением в своей сфере, но не особо разбирающимся в налоговых вопросах. Да и сейчас нет особой проблемы найти бухгалтера на удаленке за вменяемые деньги.
Полезно читать подобные статьи, которые дополняют знания и дает понять много побочных вещей.
Спасибо, что читаете. Если для Вас интересная тема?