Уверены ли вы, что понимаете природу амортизации? Французский экономист Ж. Ришар заметил: «На уяснение такого понятия как амортизация было потрачено много чернил». Дело в том, что она существует аж в 4 концепциях: бухгалтерской, налоговой, экономической и финансовой. (Не говоря уже про техническую амортизацию в физике: смягчение удара, нагрузок и т. п.). Но мы ограничимся в статье только бухгалтерской и налоговой.

Амортизация [от фр. amortir, «ослаблять»] — это распределение затрат, связанных с приобретением амортизируемых объектов, на отчётные периоды.

Возникают вопросы:

  1. Все ли объекты амортизируемы?
  2. Что это за затраты и зачем их высчитывать?
  3. Зачем нужны эти периоды?
Амортизация. Способы начисления. Последние изменения.

Что такое амортизация

Как было отмечено еще в 1930 году: амортизационные отчисления представляют собой «всегда величину гадательную» (точно определить потерю имуществом части своей стоимости за год невозможно).

За XX век было очень много предложений, как считать, но почти во всех рыночных экономиках пришли к способам, которые мы далее рассмотрим.

Налоговая и бухгалтерская амортизация — это одно и то же?

Амортизация в налоговом и бухгалтерском учёте считается по-разному. Главное отличие заключается в лимитах.

Какие объекты амортизируемы?

Как указано в НК РФ ст. 256, амортизируемое имущество для налогового учёта является таковым, если:

  • принадлежит фирме;
  • стоит более 100 тысяч рублей (после 2016);
  • используется более 1 года.

В той же статье перечислено имущество, которые не подлежит амортизации (объекты природопользования, материально-прозводственные запасы, незавершённое строительство, производные финансовые инструменты и прочее).

Примеры: от компьютера до здания-небоскрёба.

Всё, что стоит ниже суммы 100 тысяч рублей можно списать единовременно.

Что такое чистые активы?

А что с бухучётом

До 2022 года действуют ПБУ 6/01 и Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н. С 2022 года начнёт действовать ФСБУ 6/2020 «Основные средства», но его уже можно начать применять.

Помимо других отличий, они имеют отличия по лимитам, которые применяются для решения начисления амортизации.

ПБУ 6/01 устанавливал планку в 40 000 руб. — можно было списывать сразу всё, что дешевле. ФСБУ 6/2020 отменяет верхний порог, можно установить свой, например, как в налоговом учёте: 100 тысяч рублей.

Амортизация в бухучётеАмортизация в налоговом учётеСтоимость имущества (первоначальная)
Можно включить в состав материально-производственных запасов или отнести к основным средствам и амортизировать.Списать в расходы, как только будут переданы в эксплуатацию.До 40 000 руб.
Основные средства, нужно амортизировать.Списать в расходы, как только будут переданы в эксплуатацию.От 40 000 до 100 000 руб.
Основные средства, нужно амортизировать.Основные средства, нужно амортизировать.От 100 000 руб.

Амортизация в бухучёте и налоговом учёте по действующим правилам.

Для чего

Итак, мы имеем амортизируемое имущество — основные средства. Расходы на такие объекты списать сразу нельзя. На помощь приходит амортизация, которая распределяет стоимость актива на несколько лет.

Амортизация — это потеря ценности основного средства, пока она не станет нулевой или незначительной. Основные средства вроде земли не подлежат амортизации, их стоимость, как правило, только увеличивается. Как обесцениваются активы? Это износ, повреждения, устаревание и другие причины.

Амортизация уменьшает налогооблагаемую базу, значит, меньше платить налогов. Инспекторы по время налоговых проверок отслеживают, правильно ли правильно ли ведутся расчёты. Они влияют на себестоимость продукции, размер налогооблагаемой прибыли, налога на имущество.

Поскольку амортизация — очень сложная область, оставьте её экспертам. Убедитесь, что вашим бухгалтером (или вами, если вы — бухгалтер) ведутся все расчёты.

Что ещё может амортизироваться?

Нематериальные активы: патенты на изобретения, лицензионные или авторские права, товарные знаки. Те же патенты могут заменяться новыми, появляться новые изобретения и т. д.

Начисление амортизации

Последние почти 100 лет амортизация начислялась так: объект ставится на баланс, начиная со следующего месяца нужно начислять амортизацию, факт использования роли не играет (объектом можно не пользоваться), снималось с баланса по такому же правилу.

Когда начислять амортизацию

Новый ФСБУ 6/2020 меняет этот порядок и говорит о том, что начисление амортизации должно стартовать с даты признания основным средством, а не месяца, следующим за месяцем постановки на учёт. Аналогично в случае списания — до этой даты, а не до следующего месяца. Строго говоря, предыдущий расчёт был более приблизителен, а этот — более точен, но его преимущество пока непонятно, а начисления нужно контролировать оперативнее.

Как начислять амортизацию

В бухгалтерском учёте ПБУ 6/01 определял 4 способа:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • по сумме числе лет СПИ;
  • пропорционально готовым объёмам продукции.

В ФСБУ 6/2020 оставили только 3, был убран «по сумме чисел лет СПИ», потому что на практики, похоже, его использовали очень мало.

В налоговом учёте 2 способа п. 1 ст. 259:

  • линейный способ;
  • нелинейный способ (зависит от группы, налоговый кодекс определяет их от 1 до 10, поэтому методу амортизация считается не по отдельному объекту, а по группе усреднённо).

Рассмотрим 3 способа: линейный способ, амортизацию единиц продукции и ускоренную амортизацию.

Линейный способ

Это самй простой способ начисления амортизации. Допустим, срок использования объекта 5 лет, тогда стоимость будет снижаться на 20% в год.

Линейная амортизация = (Стоимость активов — Остаточная стоимость) / Срок полезного использования

(₽200 000 — ₽0) / 5 лет = ₽40 000 в год.

Это единственный метод, который совпадает для бухучёта и налогового учёта.

Пропорционально объёму продукции

Применим для тех объектов, где можно заранее предположить объём выпускаемой продукции

Амортизация на единицу продукции = (Стоимость активов — Остаточная стоимость) / Ожидаемый объем произведенной продукции

Амортизация общая = Амортизация на единицу продукции x Произведенные единицы

(₽250 000-₽20 000)/10 000 шт. = ₽23.

₽23*1 500 шт. = ₽34 500.

Сумма начисленной амортизации: ₽34 500, балансовая стоимость активов: ₽250 000 — ₽34 500 = ₽215 500.

Рассмотрим пример, когда сумма амортизационных начислений росла, потому что увеличивалось количество произведённой продукции.

ГодСумма амортизационных отчислений, в годБалансовая стоимость на конец года
201734 500215 000
201840 000175 000
201945 000130 000
202050 00080 000
202155 00025 000

амортизация

Ускоренная амортизация

Для неё характерна потеря стоимости актива быстрее на ранних сроках. K — коэффициент меньше или равный 3.

Амортизация = k x линейная амортизация

2 * (₽200 000 — ₽0) / 5 лет = ₽80 000 в год.

Так, может, всегда применять ускоренную?

Не получится, ст. 259.3 Налогового Кодекса РФ содержит информацию о том, в каких случаях это возможно.

Коэффициент не больше 2: активы, которые используются в агрессивной среде, в промышленных сель/хоз организациях, имеющие высокую энергетическую эффективность, производимые по спецконтракту и другие.

Коэффициент не больше 3: активы, по договорам лизинга, если числится на балансе организации (с учётом амортизационных групп), которые используются в научно-технической сфере, при добыче углеводородов на новом морском месторождении, в сфере водоснабжения, водоотведения.

Амортизациия по новому ФСБУ 6/2020: проблемы

По старому ПБУ 6/01 амортизация должна начисляться до полного погашения стоимости основного средства.

ФСБУ 6/2020 говорит о том, что в конце стоимость средства должна быть равно его ликвидационной стоимости.

То есть, амортизацию нужно рассчитать таким образом, чтобы к окончанию срока полезного использования балансовая стоимость стала равно ликвидационной.

Каким образом спрогнозировать эту ликвидационную стоимость, допустим, через 5 лет? По сути, это разница между выручкой от продажи на металлолом и затратами на демонтаж и ликвидацию через 5 лет.

Подсчитать точно, похоже, будет сомнительно, но новый закон содержит «спасительные» оговорки, которыми можно пользоваться:

  • ликвидационная стоимость может быть равна 0, если не ожидается получить прибыль от реализации основного средства после эксплуатации;
  • ожидаемая сумма от реализации средства после выбытия не является существенной (критерий «существенная» не прописан);
  • ожидаемая сумма от реализации средства после выбытия не может быть определена.

Заключение

Амортизация актива позволяет компании связать стоимость покупки с потерей этой стоимости с течением времени. Это помогает снизить налогооблагаемую прибыль в течение нескольких лет и может помочь увеличить чистую прибыль, которая в противном случае была бы обременена огромными расходами.

По этим причинам владельцам малого бизнеса жизненно важно не только понимать различные формы амортизации, но и проводить тщательную инвентаризацию каждый год, чтобы определить, насколько быстро и насколько обесценились их активы.

  1. Как назвать компанию?
  2. Лизинг- что и как?
  3. В чем ответственность директора?
  4. Как оформить уникальность название фирмы?
  5. Недостоверный юридический адрес: в чем опасность.
  6. Что диктует 115-ФЗ
  7. Какие неналоговые проверки могут быть.
  8. Разница: учредители и участники.
  9. Юридическая защита компании.
  10. Регистрация ИП
  11. Бухгалтерия для ИП.
  12. Коммерческий директор, нужен ли он?
  13. Наследство получили?
  14. Нотариус. Цифровые услуги.
  15. Зарегистрировать фирму
  16. Зарегистрировать ООО, АО, ИП.
  17. Оптимизация налогов-это…
  18. ВЭД
  19. Восстановить бухгалтерский учет.
  20. Что мы делаем для регистрации
  21. Штрафы по госзакупкам
  22. Что делать безработному
  23. Филиал, представительство или иное обособленное подразделение
  24. Как возместить убытки
  25. Кто платит прибыль как агент?
  26. Как заполняется таможенная декларация?
  27. Промежуточный ликвидационный баланс
  28. Зарплата бухгалтера: в каком направлении самые высокие.
  29. Как списывать товары с истёкшим сроком годности
  30. Как предпринимателю получить помощь от государства.