Поручение экспедитору, экспедиторская и складская расписки. Чем отличается страховка для экспедитора в России от зарубежья

Экспедиторские услуги и документы. Больше всего проблем в сфере транспортного экспедирования грузов случается при оформлении документов, которые призваны подтверждать заключение договора экспедирования.

Они не выгодны ни клиенту (заказчику), ни экспедитору (исполнителю). Рассмотрим, что и как важно оформлять, к чему могут привести ошибки в оформлении, а также почему российские экспедиторы не слишком охотно пользуются страховками.

экспедирование

Что относится к экспедиторским документам. Как нужно оформлять экспедиторские документы

Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются так называемые экспедиторские документы. Они подтверждают, что соглашение не просто подписано, но и произвелось перемещение груза.

Требования к составу экспедиторских документов содержатся в п. 5 и п. 7 постановления Правительства «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» № 554, далее — постановление № 554. Там же указывается, что они должны быть оформлены письменно.

Список:

  1. Поручение экспедитору;
  2. Экспедиторская расписка;
  3. Складская расписка.

Характер транспортно-экспедиционных услуг в зависимости от списка предоставляемых услуг исполнителем может предполагать наличие других документов. Они должны перечисляться в договоре, а их формы указываются в приложениях к договору.

Подписанный договор с приложениями говорит о том, что обе стороны согласны с перечнем и формами необходимых документов для оформления.

К списку экспедиторских документов добавляются:

  • заявки;
  • накладные;
  • акты о выполнении услуг;
  • заказы на перевозку и другие.

Рассмотрим подробнее все 3 пункта: поручение, экспедиторские и складские расписки. Они составляются в двух экземплярах, чтобы у каждой из сторон были доказательства перемещения груза.

Составление поручения экспедитору. Экспедиторские документы

По п. 5 постановления № 554 и п. 5 «Порядка оформления и форм экспедиторских документов» по приказу Минтранса России от 11.02.2008 № 23 (далее — приказ №23), поручение экспедитору нужно:

  • для согласования перечня транспортно-экспедиционных услуг;
  • для определения условий оказания услуг по договору.

Отсутствие этого документа в случае судебных разбирательств может привести к тому, что договор признают недействительным.

Бланк поручения экспедитору утвержден приказом № 23 (Приложение 1). При этом нет запрета на добавления собственных реквизитов документа. Пример заполнения формы можно увидеть ниже. Экспедиторские документы.

Поручение экспедитору

Получение экспедиторской расписки. Экспедиторские расписки

Расписку выдает экспедитор для подтверждения факта получения груза от клиента или от уполномоченного им грузоотправителя (п. 5 постановления № 554, п. 5 приказа № 23). Правила составления описываются в разд. 3 приказа № 23. Бланк экспедиторской расписки приводится в приложении № 2 приказа № 23.

Экспедиторская расписка

Получение складской расписки

Экспедитор выдаёт документ (экспедиторские), который подтверждает факт принятия груза у клиента на складское хранение (п. 5 постановления № 554, п. 5 приказа № 23). Регламентируют заполнение расписки правила из разд. 4 приказа № 23. Складская расписка имеет утвержденную форму в приложении № 3 приказа № 23.

Складская расписка

Документы для выплаты вознаграждения и возмещения расходов

Договор предполагает оформление акта сдачи-приемки услуг. Примерную форму можно увидеть ниже.

Наименование услугиХарактеристика услугиДата оказания услугиЕд. изм.КоличествоСуммаВ том числе НДС
1Согласование условий перевозки и хранения груза.Иванов А. А. г. Норильск01.10.202133коробки9 000 р.без НДС
2Расчеты за перевозку груза от имени клиентаПлатежное поручение №0011…13.10.202133коробки5 000 р.без НДС
3Перевозка груза Москва-НорильскТранспортная накладная №23… от 12.10.202113.10.202133коробки50 000 р.без НДС
Итого к оплате:64 000 р.

В акте указывается, что претензий по качеству выполненных услуг клиент к экспедитору не имеет, ставятся подписи сторон, дата. Акт составляет в 2 экземплярах, по одной для каждой стороны.

Договор транспортной экспедиции может предполагать комплексное предоставление услуг экспедитором, тогда обоснование для выплаты вознаграждения — это акт сдачи-приёмки услуг (потому что будет единая стоимость всех услуг экспедитора).

Но если в процессе выполнения обязательств экспедитору нужно привлекать третьих лиц, то понесенные согласованные расходы нужно будет возместить. Клиент обязан возместить и расходы на уплату пошлин, сборов и остальных платежей.

Для возмещения понесённых расходов, которые не относятся к выполнению собственных услуг, экспедитору помимо акта следует предъявить отчет о затратах, которые подлежат возмещению. В нем указывается, что экспедитор в определенный срок, например, с 01.10.22 по 13.10.22 понес расходы, которые перечисляются.

договор комиссии

Ошибки в документах

Все последствия неправильно оформленных документов и невнимательно прочитанных условий договора, как правило, становятся видны как только дело доходит до суда. Он может посчитать договор не заключённым, хотя документ содержит текст, есть подписи сторон и печати.

Суд не смог найти четкое определение предмета договора. Возможно и признание того, что договор не действовал в какой-то период времени, если даты указаны неочевидно.

Некоторые клиенты предъявляют претензии к экспедиторам за период до заключения договора, но судом они не будут рассматриваться, потому что договор транспортной экспедиции следует заключать письменно.

В некоторых случаях есть договор и даже оформлено поручение экспедитору, но исполнитель не доставил груз.

Дело в том, что если поручение не содержит существенных условий, суд, скорее всего, откажет в удовлетворении исковых требований и признает, что у экспедитора не было обязанности доставлять груз.

О страховании экспедиторов в России

Различные нарушения обязательств могут помочь компенсировать механизмы страхования. Примечательным является отличие в страховании деятельности экспедиторов в России и за рубежом.

Во всём мире такая вещь как страхование ответственности экспедитора происходит с применением национального и международного транспортного законодательства. На практике это означает, что если экспедитор за что-то отвечает, то это застраховано. Российское законодательство возлагает на него ответственность в большинстве случаев вне зависимости от вины.

Российские страховые полисы не включают случаи:

  • ошибок в оформлении документов и документообороте;
  • ошибок менеджеров при передаче инструкций подрядчикам;
  • неверной установки температурного режима водителем
  • плохое или ненадежное состояние для транспортировки упаковки;
  • выдачу груза неуполномоченному лицу и многие другие.

По этой причине (наличия большого количества исключений) много компаний-экспедиторов обходятся без страхования грузов. Есть компании, которые не могут позволить себе штатного юриста, поэтому принимают решение не связываться с экспедиторские договорами страхования, потому что сложно понять, как можно получить по ним деньги.

Стоимость российских полисов страхования при этом редко отличается от зарубежных более, чем на 15-20%, при этом последние покрывают случаи порчи и утраты грузов по любым причинам, случаи убытков по вине менеджеров, различные непредусмотренные сразу штрафы и пошлины, расходов, связанных с любым происшествием.

Резюме

Договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг должен однозначно определять предмет договора, но этого мало. Нужно оформлять определенные законом экспедиторские документы: поручение экспедитору и расписки, экспедиторскую и складскую.

На практике количество документов гораздо больше, это акты по итогу оказания услуг, отчеты для подтверждения расходов и другие. Экземпляры документов должны быть у обеих сторон, ведь в случае возникновения конфликта, нужно будет подтвердить наличие обязательств в суде.

Нарушения обязательств могли бы покрываться страховками, но в современных реалиях этот механизм ещё не отлажен, поэтому многие экспедиторы обходятся без них, и им часто приходится возмещать ущерб, платить штрафы.