Открытие филиала. Зачем? Если руководство задумывается о том, как работать в другом месте, то нужно знать, как это оформить.

Напомним, что среди обособленных подразделений особо выделяют филиалы и представительства, а ещё существуют «иные обособленные подразделения». Открытие и закрытие их происходит по-разному.

Рассмотрим, что для этого нужно.

Открытие филиала и различных видов обособленных подразделений

Открытие филиала, так и подразделение, располагающееся по другому адресу, может любая организация. Простое обособленное подразделение открывается, когда речь идет не о филиале и не о представительстве. Регулирует регистрацию НК РФ (п. 1 ст. 83).

В законе не содержится указания, кто должен принимать решение об открытии филиала. Как правило, это делает тот, кто руководит делами компании. Однако, устав может содержать другие требования (например, решать может только собрание учредителей).

налоговая
договор поручения

Иное обособленное подразделение

Открытие филиала или обособки формируется в документах.

В документе о принятии решения (или протокол) должен содержать реквизиты: адрес подразделения, функции, которое будет выполнять (хранение товара, например), состав новой компании, с какой даты начинает работать. Рекомендуется прямо указать, что открываемое образование не относится к филиалу или представительству.

Открытие иных обособленных подразделений

Обособленное подразделение не будет являться отдельным юридическим лицом, поэтому имеет тот же ИНН, что и головная компания.

Что касается КПП, то он будет разниться с КПП головной компании в 4 и 5 цифре.

Эти две цифры «45» как раз и означают «иное представительство».

Так как регистрируется обычное обособленное подразделение, данные о нем не изменяют ЕГРЮЛ.

Не позднее 30 дней со дня задокументированного решения нужно обратиться в ФНС, к которому относится по адресу открываемое подразделение, для уведомления.

Так как открываемый «дочерний» отдел не относится к филиалам и представительствам, заполняется специальная форма № С-09-3-1, которую можно скачать. Если сведения меняются, то нужно сообщить в ФНС не позднее, чем через 3 дня.

При нарушении срока уведомления размер санкции за несдачу каждого документа составляет 200 ₽.

Исполнительный орган организации получает штраф 500 ₽.

Филиалы и представительства

Для регистрации этих видов подразделений нужны следующие документы, представленные в перечне.

Открытие филиалов и представительств
взаимозависимые

Все копии нужно заверить у нотариуса. В КПП в 4 и 5 цифре будет отличие: 43 — «филиал», 44 — «представительство».

Регистрация занимает 5 рабочих дней, а ее результатом является уведомление.

Если открытие происходит в пределах одного населенного пункта, то регистрацию можно пройти в одной и той же ФНС.

Для этого нужно поставить в известность каждую ФНС об таком решении (сделать заявление о постановке на учет в одной ФНС).

ПФР и ФСС: как поставить на учёт

Если территориально удаленное отделение (любого типа) будет осуществлять выплаты физлицам, то о нём должны знать в ПФР и ФСС.

Для регистрации в ПФР подается в ФНС сообщения о полномочиях производить выплаты физлицам.

С момента приказа об этом сообщение нужно подать не позднее 30 дней. Форма утверждена приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@.

Для постановки в ФСС нужно обратиться по месту расположения фонда (срок — 30 дней) и предоставить:

  • заявление о регистрации по форме (прил. 1 к Административному регламенту ФСС РФ);
  • справку об открытии банковского счёта;
  • документ о том, что подразделение будет само выплачивать сотрудникам зарплату.

За нарушения сроков регистрации может быть наложен штраф (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):

  • просрочка до 90 дн.: 5 000 ₽;
  • просрочка свыше 90 дн.: 10 000 ₽.

коммерческая тайна

Закрытие различных видов обособленных подразделений

Механизм для закрытия обособленных подразделений различен для филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Общим является срок уведомления ФНС: не позднее, чем через 3 дня после того, как деятельность прекращена.

За нарушение этого срока грозит штраф фирме 200 ₽ и её директору 500 ₽.

В случае с иным обособленным подразделением нужно заполнить бланк С-09-3-2. Если оно было плательщиком налога на прибыль (централизованным), об этом тоже нужно сообщить налоговой службе.

Закрытие филиалов и представительств

Уведомлять работников нужно не позднее, чем за 3 месяца до прекращения трудового договора под роспись (ч. 2 статьи 180 ТК РФ).

Если представительство закрывается в том же населенном пункте, что и другие организации этого юрлица, то работодатель обязан предложить на свободные места в таких объектах.

При увольнении нужно помнить: работодатель должен выплатить всё, что причитается сотрудникам (отпуска и прочее) и обеспечить по закону социальные гарантии.

Нужно отметить, что закрытие подразделений отличается от ликвидации предприятия.

Не требуется назначать ликвидатора, ликвидационную комиссию и создавать ликвидационный баланс.

Сведения о закрытии передаются в ПФР, а для снятия с учета в ФСС нужно подать соответствующее заявление (прил. № 2 к Административному регламенту № 217). Требуется предоставить справку из банка о закрытии счета.

Заключение

Обособленные подразделения (любого типа) не относятся к понятию самостоятельных юридических лиц.

Они не получают собственного ИНН, а их КПП содержит 2 отличающие их цифры, которые позволяют их идентифицировать. КПП отличается от кода создающей организации на эти две цифры.

Регистрация и снятие с учета требует соблюдения сроков и установленного порядка, иначе возможны штрафы. Специалисты подготовят все документы для открытия обособленного подразделения и помогут получить готовые документы.

Перейдите по ссылке, узнаете на темы: