Договор на оказание услуг транспортной экспедиции предусматривает ответственность каждой из сторон. Это и другие характеристики отличают такой вид соглашения от договора перевозки.
Сегодня мы рассмотрим различия в договорах, и какие меры ответственности несут заказчик и исполнитель по экспедиторскому договору.
Различия договоров экспедирования (экспедиции) и перевозки
В рамках ГК РФ транспортная экспедиция и перевозка оформляются разными соглашениями. Разграничение указанных форм документов имеют большое значение, потому то действуют разные нормы права и порождают разные права и обязанности сторон.
Форма договора экспедиции двух видов: письменная, должно быть наличие реквизитов, подписей и печатей. Но можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции.
За что предусмотрена ответственность сторон экспедиторского договора
Законом по экспедиторскому договору определяется ответственность и клиента, и экспедитора. В первую очередь нужно перечислить некоторые права, которые есть у сторон, чтобы не рассматривать их как нарушение условий договора.
Экспедитор имеет право удерживать груз до оплаты его клиентом. Это должно быть указано в условиях договора, тогда исполнитель может задержать передачу груза, пока не получит надлежащим образом оплаченных услуг и возмещения расходов.
Это право экспедитора законно согласно п. 3 ст. 3 закона № 87-ФЗ. Закон обязывает клиента возместить расходы, которые несёт экспедитор в связи с хранением имущества, например: хранение на складе.
Если груз будет испорчен за это время, то на клиента возлагается ответственность (в виде компенсации исполнителю) за возможную порчу груза и порчу чужого имущества от того, что груз через чур долго хранился.
Ответственность экспедитора
Есть два важных условия, которые может нарушить экспедитор: это сроки исполнения договора и сохранность перемещаемого груза.
Если экспедитор выполняет услуги не в те даты
За это он несёт установленную законом ответственность (ст. 9 Закона № 87-ФЗ). Её можно избежать, если получится доказать, что действовали обстоятельства, от него независящие, или была вина заказчика.
В том случае, если клиентом является физлицо, а груз не связан с предпринимательской деятельностью, тогда у исполнителя-экспедитора другая мера ответственности. За предоставление экспедиторских услуг для личных нужд физического лица экспедитор обязан уплатить неустойку за каждый день просрочки.
Размер неустойки экспедитора клиенту-физлицу составляет 3%. Сумма имеет ограничение 80% от вознаграждения экспедитору.
Помимо вышесказанного, исполнителю нужно возместить своему заказчику понесённые убытки. Предусмотрен вариант, когда нарушение сроков может быть по вине заказчика или в результате форс-мажора. Тогда экспедитор ответственности не несёт.
Если экспедитор испортит груз или утратит его
С момента принятия груза от клиента (уполномоченного лица) до официальной (документировано подтвержденной) передачи его грузополучателю ответственность за него несёт экспедитор. Размер ответственности предусмотрен ст. 7 закона № 87-ФЗ.
Груз может иметь объявленную ценность, тогда требуется выплатить сумму, пропорциональную нанесенному ущербу. Если груз не имел объявленной ценности, то подтвердить её нужно документом (п. 1 ст. 7 закона № 87-ФЗ).
Исполнитель может доказать, что груз пропал или получил повреждения не по его вине (п. 1 ст. 7 закона № 87-ФЗ), но на практике это сделать не просто.
Например, суд вставал на сторону экспедитора в том случае, если в перечне услуг по договору не было обязанности грузоперевозок.
Законом не запрещается прописывать условия в договоре, по которым порча груза может являться основанием для возврата вознаграждения пропорционально нанесенному ущербу.
Если стоимость груза не была указана, то она определяется в тот день, когда получено согласие экспедитора выплатить средства, либо в день принятия соответствующего решения судом.
Ответственность клиента
Неисполнение обязанностей по договору для клиента чревато последствиями. Заказчик должен обеспечивать исполнителя всей нужной существенной информацией для перемещения грузов, прохождения государственного контроля и иных процедур.
Основания и размеры ответственности определены в ст. 10 закона № 87-ФЗ. В случе доказанного факта, что экспедитор по вине заказчика понёс убытки, то сумму нужно возместить.
Условиями договора по соглашению сторон могут быть предусмотрены расходы, которые нужно возмещать. Если этого сделано не было, то помимо самих расходов придётся платить штраф 10% от суммы расходов (п. 1 ст. 10 Закона № 87-ФЗ). Если по договору не предусмотрены расходы, а исполнитель самовольно их произвёл, то возмещать обязанности нет.
Вознаграждения и расходы следует уплачивать своевременно, иначе за просрочку грозит неустойка в виде пени в размере 0,1% за каждый день просрочки.
Общая сумма неустоек (возмещений) не может превышать размера вознаграждения (убытков) экспедитора, согласно п. 2 ст. 10 закона № 87-ФЗ.
Выводы по договору транспортной экспедиции
Договор транспортного экспедирования более широк, чем договор перевозки. Ответственность исполнителя выше, но большой спектр услуг дают возможность получать более высокое вознаграждение.
По договору экспедиции ответственность несут оба участника соглашения. Уплата неустоек, возмещение ущерба и прочие меры ответственности зависят от того, чья вина будет признана.
Перейдите по ссылкам, чтобы узнать информацию на темы:
Не понятно, какая еще есть форма договора. В статье написано что их две — письменная, а вторая не уточнена. Тогда какая, устная? Не понятно. А вообще, многие перевозчики любят до сих пор договор «на словах», что конкретно так может подставить экспедитора.
Имелось в виду «Форма договора этих двух видов»
Я даже не задумывалась, что между транспортной перевозкой и транспортным экспедированием такая существенная разница и ответственность сторон. Буду теперь в курсе.
Незначительные различия, которые, тем не менее, имеются и могут сильно запутать неосведомленных людей. Спасибо, что разъясняете все от и до. Интересно и познавательно было почитать.
Договор транспортного экспедирования более широк, чем договор перевозки. Ответственность исполнителя выше, но большой спектр услуг дают возможность получать более высокое вознаграждение.
С договорами транспортной экспедиции и договорами перевозки надо быть очень осторожным, когда их заключаешь, когда их составляешь. Иной раз, незначительная мелочь может привести к огромным убыткам…
Нужно четко разделять данные понятия и не путать одно с другим. Пусть они и схожи ,но имеют кардинальные различия, которые многие опускают.
Качество превыше всего и нужно четко воспринимать Договор транспортного экспедирования. Хорошее решение.
Странно путать столь разные документы, которые, не просто написаны иначе, а еще и используются в разных сферах.
Предыдущий коментатор Гена удивляется, что странно путать такие документы. Это для тех, кто в теме, странно. А люди, бывает, и не такие номера откалывают).
Незначительные отличия, которые все равно ведут за собой иные цели. Интересно было почитать и выделить все особенности.
Очень полезная информация! Действительно такая мелочь может привести к серьезным проблемам, для тех кто не разбирается в этом.
Конечно все это настолько сложно и есть все же не мало заморочек. К примеру, задержка может быть не по вине того кто перевозит, а из-за каких-то сторонних проблем. Вариантов может быть множество: погода плохая, машина сломалась.
Договор транспортной экспедиции выгоднее во всем, так как он обширнее, но и услуга видимо будет стоить дороже. Хотя еще и нужно понимание, где и когда нужно оформлять один или другой вид документа. При отправке простого груза возможно хватит и договора перевозки.