Налоговые проблемы возникают у юридических компаний, индивидуальных предпринимателей, физлиц.
Плательщики налогов и налоговая могут иметь спор, который можно регулировать различными методами.
Предметом спора становятся уплаченные (или неуплаченные) налоги и сборы, и он часто возникает по результатам аудита. Осложняется тем, что его нельзя решить применением одного лишь Налогового кодекса РФ.
Под спором понимается конфликт мнений, поэтому по смыслу «налоговый спор» сходен со спором в обыденной жизни. Но он отличается по форме: это не устный протест налоговому инспектору: «Но мы же всё заплатили!», а целая процедура.
Про судебные споры по агентским договорам можно прочитать здесь.
Почему возникают налоговые споры
Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.
Пьер Данинос, фр. писатель.
Налоговые отношения — это в принципе место конфликта интересов государства (собрать больше налогов) и налогоплательщика (отдать поменьше денег).
К сожалению, на деле не получится все свести к одному предложению. Сфера регулируется законодательно, но каждый случай может быть сложен из-за ряда исключений, налоговых льгот и других сочетаний условий, при которых налогоплательщик уплачивает не установленный размер налога или сбора, а другой.
Основным законом является Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
Эту непростую тему усложняет то, что не всякий конфликт с налоговой является налоговым спором.
Для определения налогового спора есть признаки:
- Одна сторона всегда представляет интересы государства.
- Участниками выступают налоговые или таможенные органы и налогоплательщики (физлица, ИП, юрлица, их филиалы и т.д.), а также лица, на которые были возложены обязанности по уплате налогов и сборов.
- Спор вытекает из властных отношений по установлению и взиманию налогов и сборов или в процессе контроля и обжалования актов и действий соответствующего государственного органа.
- Спор происходит в определенном законе формате: это досудебный и судебный конфликт, который разрешается в арбитражном суде.
Инициатором может быть и налогоплательщик (как правило), и налоговый орган.
Что такое досудебные налоговые споры
Все конфликты по налогам сначала должны разрешаться в досудебном порядке.
Это означает, что налогоплательщик должен обратиться сначала в вышестоящую налоговую инстанцию.
Часто это желание оспорить ненормативный правовой акт или действия сотрудника налогового органа.
Ненормативные акты касаются конкретных лиц и рассчитаны на однократное применение (нормативные — для неопределенного круга лиц):
- отказ в предоставлении налогового вычета;
- отказ возвращать налог;
- решение о взыскании налога;
- решение о приостановке операций по счету и другие.
Что еще можно оспорить:
- акт проверки налогового органа;
- акт выявления нарушений;
- решение о привлечении к ответственности;
- действие и бездействие сотрудника фискального органа.
Для налогоплательщика это хорошо тем, что не нужно платить пошлину, жалобу быстро рассматривают, есть возможность приостановить действие решения, которое на рассмотрении.
Для этого одновременно с жалобой нужно подать заявление о приостановлении исполнения решения.
Новейший подход к налоговым спорам
Весной 2021 стали все активно говорить о том, что ФНС хочет внедрить процесс бесконфликтного урегулирования споров (не доводя до суда). Для этого хотят ввести практику медиации — приглашение третьей стороны, эксперта, который помогает сторонам прийти к соглашению.
Запущен и «Реестр причин возникновения споров» (Приказ ФНС от 25.11.2020 № СД-7-9/848@).
В нем каждому случаю присваивается приоритет, и по каждому ведется работа.
Для старта процедуры медиации с налогоплательщиком заключается соглашение.
Это регулирует закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ.
Положительное влияние нововведения
ФНС чувствует «запрос на диалог с властью», поэтому надеется дать возможность разобраться до суда.
В чем плюсы для налоговой службы:
- минимизировать выездные проверки;
- сократить затраты на судебные издержки и другие мероприятия;
- сократить время до получения платежей;
- получить «лояльного налогоплательщика»;
- понять, что в нормативно-правовых актах звучит неясно и вызывает конфликт;
Важно: минус судебного налогового спора в том, что конфликт часто продолжается после вынесения судебного решения. Поэтому ожидается, что у процедуры медиации шанс, что он будет исчерпан, гораздо выше.
В чем плюсы для бизнеса:
- любой суд — это нервы, потеря времени и издержки, без них можно будет обойтись;
- не нужно будет платить штрафы;
- сокращаются затраты на выездные проверки со стороны бизнеса (документы, время и т. д.);
- можно в диалоге выяснить, в чем причина конфликта с ФНС;
- возможность избежать субсидиарной ответственности и уголовного преследования.
В ряде стран (Бельгия, Германия, США, Нидерланды) есть положительный опыт применения медиации в налоговых спорах. В США до судов доходит только 10% налоговых споров. А в Санкт-Петербурге результатом первого опыта медиации стало поступление от налогоплательщика в казну 120 млн руб.
Критика нововведения
Специалисты говорят, что в России бизнес, не согласен с налоговыми проверками, настроен на активную защиту своих интересов в суде. Они хотят существенно уменьшить размеры штрафов и доначислений (речь идет не о 5-10 %), даже когда признают ошибки компании.
В таких случаях итог медиации их будет устраивать только в случае существенного снижения суммы к уплате. Наконец, критики нововведения говорят о том, что пока не понятно «кто будет за медиацию платить».
Судебная стадия рассмотрения
На сайте Федеральной налоговой службы есть специальный раздел: «Судебное урегулирование налоговых споров», где можно найти информацию о производствах дел в арбитражных судах, пересмотре дел и обзоры правоприменительной практики.
Если конфликт с налоговой дошел до суда, то лучше сразу подать ходатайство о приостановлении оспариваемого решения. Это означает, что если ФНС требует заплатить штраф, налог, пени, то есть возможность отложить это уплату. Для этого нужно предоставить банковскую гарантию в суд. Это может быть сумма в размере штрафа или другое.
Ведение налогового спора в суде — это непростое дело, сопряженное с материальными и временными затратами. Его нюансы следует рассмотреть отдельно.
ТОП-5 самых распространенных тем конфликтов с ФНС. Налоговые претензии.
Чаще всего налогоплательщикам вменяется ст. 54 НК РФ.
В чем обвиняют налоговые службы:
- в манипулировании ценами;
- во включении в цепочку поставок «экономически необоснованных посредников»;
- в отражении операций не в том периоде, в котором они произошли;
- фиктивности операций и в их искажении;
- в переквалификации сделок и деятельности.
Искажение сведений
Например, строительная компания не получила вычет НДС, потому что ФНС не рассматривала, что закупленные материалы были использованы для объекта, а объект был сдан заказчику. ФНС считала, что налогоплательщик исказил сведения, а налогоплательщик считал, что был факт оказанной услуги.
Дробление бизнеса. Налоговые проблемы.
Налогоплательщик использовал схемы дробления бизнеса для уменьшения налогов и применения спецрежимов. Для этого используются подконтрольные и взаимозависимые лица (ИП, ООО), аффилированные лица. ФНС при выявлении таких лиц (двух ИП и ООО) каждому доначислил НДС и налог на прибыль. Представители бизнеса настаивали на том, что ФНС должна установить бенефициара (выгодоприобретателя) и взыскивать суммы с него.
Подозрение в «транзитном» характере
Работники налоговых органов могут счесть необоснованными применения норм международных соглашений.
ФНС признала одну компанию кондуитной (что привело к гигантским доначислениям). Хотя движение по счетам не носило транзитный характер, полученный доход был использован самостоятельно, компания получила выгоду от дохода.
Кондуитная компания (фр. conduit — труба) — компания, которая используется для операций с целью уменьшения налогов, транзитная компания. Как правило, на территориях с льготным режимом налогообложения.
Включение «лишнего» звена в цепочку
Компания закупала продукцию на заводе напрямую, после включения в цепочку поставщика, ФНС усомнилось в разумности такой хозяйственной деятельности.
Она обвинила в том, что цены на 50-70 % выше, чтобы получить налоговые льготы. Налогоплательщик не согласился и предоставил анализ сделок и доказательства того, что промежуточное звено улучшало положение компании.
Человеку без юридического образования и опыта сложно ориентироваться в правовом пространстве. Здесь нужна помощь юридических компаний, которые возьмут на себя ведение споров и на досудебной стадии, и на стадии суда. Иными словами, клиент получает полное сопровождение по налоговым спорам.
Мы в нашей деятельности встречаемся с различными ситуациями и трудностями.
Но всегда находим решение.
Изначально проясняем каждому предпринимателю его права, возможности и угрозы.
Перейдите по ссылкам и найдете информацию для своей деятельности:
- Агентский договор
- Юридическая защита компании
- Реорганизация компании
- Аутсорсинг и Закон
- 115-ФЗ Что за закон?
- Регистрация ООО и наш юрист
- Восстановить бухгалтерию
- Формы юрлиц
- Как возместить убытки
- Переговоры и медиация
- Признаки банкротства юрлиц
- В чем отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки.
- Нужна ли доверенность?
- Аккредитация иностранного филиала
- Кто платит прибыль как агент?
- Налоговый вычет, что это?
- Как выставляют счет фактуру агенты
- Зарплаты в России и нарушение работодателе
- Что такое опционный договор
- Налогообложение по агентскому договору
- Налогообложение физлиц. НДФЛ.
- ТОП-3 статей из 2 глав КоАП, по которым назначено за год больше всего штрафов
- Зарплата бухгалтера: в каком направлении самые высокие.
- «Налог на Google» — должны ли мы платить НДС
- Права безработного.
- Травма, ребенок, врач и полиция.
- СМИ, dogs и рок-н-ролл
- Чем занимается прокуратура, на что нужно жаловаться и где это делать.
- Почему новый налог может быть не выгоден «упрощенцам»
- Как предпринимателю получить помощь от государства.
Статья получилась толковой! Да,такие вопросы лучше решать в досудебном порядке, будет меньше потерь.
К сожалению никто не отменял человеческий фактор, когда в налоговой кто-то криво бумаги заполняет. А после приходится бегать и выяснять что и где.
Не думаю что стоит ругаться с налоговой, сними нужно дружить, но конфликты были с ними всегда у многих предпринимателей.
Лучше не доводить до крайностей с налоговой,статья очень полезна для незнающих закона людей
С налоговой в принципе надо держать ухо востро. Да и либо лично все контролировать, либо нанять отличного профессионала. Даже из статьи видно, какие могут быть проблемы и заковырки.
Естественно до суда дело лучше не доводить,потерь будет меньше. Но судится с налоговой я бы не рискнула,да и вообще есть ли шансы вернуть средства!?
Никогда не сталкивалась с проблемами налоговой, всегда питаюсь решать мирно.Но в данной ситуации я бы не е решилась судиться с налоговой…
Единственный неправильный шаг в работе с налоговой могут сулить большие проблемы в любой момент. Лучше всего вызвать специалиста в своем деле, который сможет выстроить правильную цепочку, между вами и налоговой.
Идти на конфронтацию с налоговой службой можно лишь тогда, когда ты точно уверен в правоте своей позиции по законодательству.
Нельзя придавать мало значение данным структурам. Вы должны четко понимать свои возможности и обязаны разбираться в той или иной теме. Если у вас нет соответствующей квалификации, лучше всего обратиться к специалисту.
Никому не по нраву подобные процедуры и все максимально старательно будут избегать подобной участи. Данная статья наглядно дает понять с чем вы можете столкнуться.
Никогда не понимал, зачем люди доводят свои финансовые дела до споров с налоговой. Ведь от этого, никому, кроме их самих, не вредит.
На моей памяти был один человек, у которого была тяжба с налоговой. Он выиграл, потому что был юрист высокой квалификации.
Я всегда стараюсь быть честным налогоплательщикам. Но, порой, грубые ошибки налоговиков приносят большие неприятности. Выдыхаю и иду разбираться. Надеюсь, что всё нововведения будут, всё-таки, в пользу людей, а не в пользу государства.
Если не отслеживать законы, то налоговой только дай волю. Они быстренько воспользуются ситуацией и не разбираясь штрафов накатают в легкую. У них же есть какие-то планы на штрафы, иначе премию не получат.