Налоговые проблемы возникают у юридических компаний, индивидуальных предпринимателей, физлиц.

Плательщики налогов и налоговая могут иметь спор, который можно регулировать различными методами.

Предметом спора становятся уплаченные (или неуплаченные) налоги и сборы, и он часто возникает по результатам аудита. Осложняется тем, что его нельзя решить применением одного лишь Налогового кодекса РФ.

Под спором понимается конфликт мнений, поэтому по смыслу «налоговый спор» сходен со спором в обыденной жизни. Но он отличается по форме: это не устный протест налоговому инспектору: «Но мы же всё заплатили!», а целая процедура.

Про судебные споры по агентским договорам можно прочитать здесь.

что делать с налоговой

Почему возникают налоговые споры

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

Пьер Данинос, фр. писатель.

Налоговые отношения — это в принципе место конфликта интересов государства (собрать больше налогов) и налогоплательщика (отдать поменьше денег).

К сожалению, на деле не получится все свести к одному предложению. Сфера регулируется законодательно, но каждый случай может быть сложен из-за ряда исключений, налоговых льгот и других сочетаний условий, при которых налогоплательщик уплачивает не установленный размер налога или сбора, а другой.

Основным законом является Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

Эту непростую тему усложняет то, что не всякий конфликт с налоговой является налоговым спором.

штрафы

Для определения налогового спора есть признаки:

  • Одна сторона всегда представляет интересы государства.
  • Участниками выступают налоговые или таможенные органы и налогоплательщики (физлица, ИП, юрлица, их филиалы и т.д.), а также лица, на которые были возложены обязанности по уплате налогов и сборов.
  • Спор вытекает из властных отношений по установлению и взиманию налогов и сборов или в процессе контроля и обжалования актов и действий соответствующего государственного органа.
  • Спор происходит в определенном законе формате: это досудебный и судебный конфликт, который разрешается в арбитражном суде.

Инициатором может быть и налогоплательщик (как правило), и налоговый орган.

налоговые претензии

Что такое досудебные налоговые споры

Все конфликты по налогам сначала должны разрешаться в досудебном порядке.

Это означает, что налогоплательщик должен обратиться сначала в вышестоящую налоговую инстанцию.

Часто это желание оспорить ненормативный правовой акт или действия сотрудника налогового органа.

Ненормативные акты касаются конкретных лиц и рассчитаны на однократное применение (нормативные — для неопределенного круга лиц):

Что еще можно оспорить:

  • акт проверки налогового органа;
  • акт выявления нарушений;
  • решение о привлечении к ответственности;
  • действие и бездействие сотрудника фискального органа.

Для налогоплательщика это хорошо тем, что не нужно платить пошлину, жалобу быстро рассматривают, есть возможность приостановить действие решения, которое на рассмотрении.

Для этого одновременно с жалобой нужно подать заявление о приостановлении исполнения решения.

Новейший подход к налоговым спорам

Весной 2021 стали все активно говорить о том, что ФНС хочет внедрить процесс бесконфликтного урегулирования споров (не доводя до суда). Для этого хотят ввести практику медиации — приглашение третьей стороны, эксперта, который помогает сторонам прийти к соглашению.

Запущен и «Реестр причин возникновения споров» (Приказ ФНС от 25.11.2020 № СД-7-9/848@).

В нем каждому случаю присваивается приоритет, и по каждому ведется работа.

Для старта процедуры медиации с налогоплательщиком заключается соглашение.

Это регулирует закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ.

налоговые положительно

Положительное влияние нововведения

ФНС чувствует «запрос на диалог с властью», поэтому надеется дать возможность разобраться до суда.

В чем плюсы для налоговой службы:

  • минимизировать выездные проверки;
  • сократить затраты на судебные издержки и другие мероприятия;
  • сократить время до получения платежей;
  • получить «лояльного налогоплательщика»;
  • понять, что в нормативно-правовых актах звучит неясно и вызывает конфликт;

Важно: минус судебного налогового спора в том, что конфликт часто продолжается после вынесения судебного решения. Поэтому ожидается, что у процедуры медиации шанс, что он будет исчерпан, гораздо выше.

В чем плюсы для бизнеса:

  • любой суд — это нервы, потеря времени и издержки, без них можно будет обойтись;
  • не нужно будет платить штрафы;
  • сокращаются затраты на выездные проверки со стороны бизнеса (документы, время и т. д.);
  • можно в диалоге выяснить, в чем причина конфликта с ФНС;
  • возможность избежать субсидиарной ответственности и уголовного преследования.

В ряде стран (Бельгия, Германия, США, Нидерланды) есть положительный опыт применения медиации в налоговых спорах. В США до судов доходит только 10% налоговых споров. А в Санкт-Петербурге результатом первого опыта медиации стало поступление от налогоплательщика в казну 120 млн руб.

Критика нововведения

Специалисты говорят, что в России бизнес, не согласен с налоговыми проверками, настроен на активную защиту своих интересов в суде. Они хотят существенно уменьшить размеры штрафов и доначислений (речь идет не о 5-10 %), даже когда признают ошибки компании.

В таких случаях итог медиации их будет устраивать только в случае существенного снижения суммы к уплате. Наконец, критики нововведения говорят о том, что пока не понятно «кто будет за медиацию платить».

Судебная стадия рассмотрения

судебные налоги

На сайте Федеральной налоговой службы есть специальный раздел: «Судебное урегулирование налоговых споров», где можно найти информацию о производствах дел в арбитражных судах, пересмотре дел и обзоры правоприменительной практики.

Если конфликт с налоговой дошел до суда, то лучше сразу подать ходатайство о приостановлении оспариваемого решения. Это означает, что если ФНС требует заплатить штраф, налог, пени, то есть возможность отложить это уплату. Для этого нужно предоставить банковскую гарантию в суд. Это может быть сумма в размере штрафа или другое.

Ведение налогового спора в суде — это непростое дело, сопряженное с материальными и временными затратами. Его нюансы следует рассмотреть отдельно.

ТОП-5 самых распространенных тем конфликтов с ФНС. Налоговые претензии.

Чаще всего налогоплательщикам вменяется ст. 54 НК РФ.

В чем обвиняют налоговые службы:

  • в манипулировании ценами;
  • во включении в цепочку поставок «экономически необоснованных посредников»;
  • в отражении операций не в том периоде, в котором они произошли;
  • в фиктивности операций и в их искажении;
  • в переквалификации сделок и деятельности.

Искажение сведений

Например, строительная компания не получила вычет НДС, потому что ФНС не рассматривала, что закупленные материалы были использованы для объекта, а объект был сдан заказчику. ФНС считала, что налогоплательщик исказил сведения, а налогоплательщик считал, что был факт оказанной услуги.

Дробление бизнеса. Налоговые проблемы.

Налогоплательщик использовал схемы дробления бизнеса для уменьшения налогов и применения спецрежимов. Для этого используются подконтрольные и взаимозависимые лица (ИП, ООО), аффилированные лица. ФНС при выявлении таких лиц (двух ИП и ООО) каждому доначислил НДС и налог на прибыль. Представители бизнеса настаивали на том, что ФНС должна установить бенефициара (выгодоприобретателя) и взыскивать суммы с него.

Подозрение в «транзитном» характере

Работники налоговых органов могут счесть необоснованными применения норм международных соглашений.

ФНС признала одну компанию кондуитной (что привело к гигантским доначислениям). Хотя движение по счетам не носило транзитный характер, полученный доход был использован самостоятельно, компания получила выгоду от дохода.

Кондуитная компания (фр. conduit — труба) — компания, которая используется для операций с целью уменьшения налогов, транзитная компания. Как правило, на территориях с льготным режимом налогообложения.

Включение «лишнего» звена в цепочку

Компания закупала продукцию на заводе напрямую, после включения в цепочку поставщика, ФНС усомнилось в разумности такой хозяйственной деятельности.

Она обвинила в том, что цены на 50-70 % выше, чтобы получить налоговые льготы. Налогоплательщик не согласился и предоставил анализ сделок и доказательства того, что промежуточное звено улучшало положение компании.

Человеку без юридического образования и опыта сложно ориентироваться в правовом пространстве. Здесь нужна помощь юридических компаний, которые возьмут на себя ведение споров и на досудебной стадии, и на стадии суда. Иными словами, клиент получает полное сопровождение по налоговым спорам.

Мы в нашей деятельности встречаемся с различными ситуациями и трудностями.

Но всегда находим решение.

Изначально проясняем каждому предпринимателю его права, возможности и угрозы.

Перейдите по ссылкам и найдете информацию для своей деятельности: