Когда и куда жаловаться, в каких случаях поможет трудовая инспекция
Трудовая инспекция. Кто обращается туда? Кто проверяет и что? Некоторые исследования говорят, что 2/3 жалоб работников на работодателей не дают результата. Тем не менее необходимо защищать свои права.
Почему жалоба может быть неэффективной, куда нужно жаловаться, чего можно добиться — сегодня поговорим об этом.
Что нарушают работодатели
По статистике из каждых 10 человек примерно 2 работника сталкивается с нарушением своих трудовых прав. Это означает примерно 20 человек из 100 или 200 человек из 1 000 имеют проблемы на работе.
Это большие цифры, но что же за этим стоит?
Самые распространённые нарушения работодателей:
- нарушения, связанные с сокращением рабочего персонала;
- выплата «серой» или даже «чёрной» зарплаты;
- задержка «белой» зарплаты;
- проблема с оформлением трудового договора;
- нарушения при расследовании несчастных случаев, выплаты компенсаций и т. д.;
- нарушения относительно беременных или матерей малолетних детей;
- отсутствие доплат за переработки, выходные и прочих начислений;
- нарушения трудовых условий, техники безопасности и другие.
При нарушении Трудового кодекса нужно обращаться в трудовую инспекцию. Делают это, кстати, далеко не все.
Возрастные категории, которые обращаются в трудовую инспекцию (процент подачи исков и жалоб от всего количества в данной категории):
- 32%: люди 25-34 лет;
- 27%: люди старше 55 лет;
- чуть больше 20%: люди 35-55 лет;
- 20%: люди 18-24 лет.
В России, как правило, принято мириться с небольшими нарушениями прав, потому что никому не хочется терять из-за этого работу только для того, чтобы был наказан работодатель. Особенно это актуально для живущих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, потому что подходящих рабочих мест достаточно мало.
Трудовая инспекция на страже ТК РФ
Итак, трудовая инспекция контролирует исполнение норм Трудового кодекса РФ, проводит для этого плановые и внеплановые проверки.
Нужно учесть, что инспектор хоть и может посетить рабочие места в любое время суток, нужно помнить, что сделать он это сможет только в присутствии руководителя и сотрудника, который имеет право его заменять.
При этом проверяющий должен предъявить удостоверение.
Трудовая инспекция проводит плановые проверки обычно раз в установленный период. Но частота зависит от вполне конкретного показателя: риск бизнеса. Чем выше риск, тем чаще будут проверять.
Категории риска и периодичность проверки:
- Чрезвычайно высокий: 1 раз в год.
- Высокий: 1 раз в 2 года.
- Значительный: 1 раз в 3 года.
- Средний: 1 раз в 4-5 лет.
- Умеренный: 1 раз в 6-8 лет.
- Низкий: не проводятся плановые проверки.
Не позднее 31 декабря на сайте Роструда публикуются списки организаций для проверки на следующий год с календарным графиком.
Если в трудовую инспекцию была направлена жалоба, это будет основанием для внеплановой проверки.
Алгоритм внеплановой проверки трудовой инспекции при подаче жалобы:
- Работник направляет жалобу в трудовую инспекцию. Это может сделать и бывший работник, и его жена, и журналист, и конкурент по бизнесу — любое лицо.
- Инспектор получает жалобу и оценивает, есть ли все данные (можно ли установить личность, есть ли обратный адрес). Анонимные жалобы не будут рассмотрены, но инспектор обязан сохранять имя обратившегося в тайне.
- Проверку согласовывает прокуратура.
- Есть случаи, когда согласование прокуратуры не требуется: неоформленные работники, отсутствие заключения договоров, есть угроза жизни и здоровью и т. п.
- Работодателю приходит уведомление о проверке не позднее, чем за 24 часа. В случаях, указанных в п. 4 могут приехать и без уведомления.
- Приезжает проверяющий инспектор.
Проверки могут быть документарные, в офисе и выездные, если необходимо оценить ситуацию на месте.
Жалоба в трудовую инспекцию и когда её подавать
Срок подачи жалобы в трудовую инспекцию составляет 3 месяца со дня наступления трудового спора. Если этот срок пропущен, то восстановить справедливость можно только через суд.
Как правило, рассматривают жалобу не более 30 дней. Если есть опасения, в текст нужно внести просьбу о том, что обращающийся просит не раскрывать своего имени тому, на кого он жалуется.
Какие есть варианты итога рассмотрения жалобы в трудовую инспекцию:
- удовлетворена в полном объёме;
- удовлетворена частично;
- отказ в удовлетворении.
Профессионально составленный грамотный текст повышает вероятность положительного исхода дела.
Если с составлением текста жалобы возникают проблемы, то можно обратиться к юристу. Дело в том, что эффективнее указывать нормы закона, которые были нарушены, а не просто описывать произошедший конфликт.
Нельзя вносить информацию, несоответствующую действительности, иначе работодатель может обвинить в клевете.
Трудовая инспекция обязана реагировать на каждое обращение. К сожалению, иногда они теряются, наблюдаются внутренние проблемы, особенно в работе территориальных органов.
Поэтому каждое свое заявление нужно отслеживать и дублировать при необходимости.
Направить обращение теперь можно и онлайн через Роструд по адресу онлайнинспекция.рф, обязательно нужно указать свои реальные данные: Ф. И. О., обратный адрес, иначе запрос останется без ответа.
Подавать можно заявление и по месту нахождения территориальной трудовой инспекции, в двух экземплярах. Стандартная процедура для обращений в инстанции: один экземпляр отдаётся, а второй с отметкой о принятии нужно оставлять себе.
Можно отправить экземпляр по почте с уведомлением.
В заключении перечислим ситуации, когда нужно обращаться в государственную трудовую инспекцию:
- Не оформляются нужные документы: трудовой договор и другие.
- Зарплата не выплачивается, часть зарплаты или полностью выдается наличными.
- Условия работы небезопасны.
- Травмы на работе не оформляются должным образом.
- Нарушаются механизмы соцстрахования.
- Проблемы с продолжительностью труда, с оплатой сверхурочных, выходных, отпуска и т. д.
- Объем выполняемой работы не соответствует договору, обязанности отличаются от указанных в должностной инструкции и прочее.
- Меры дисциплинарного взыскания не соответствуют действительности, несоразмерны проступку.
- Нарушения в связи с сокращением штата, при увольнении, в период беременности, в отпуске по уходу за ребёнком.
- Дискриминация по какому-либо признаку при устройстве на работу или в процессе работы.
- Как назвать компанию?
- В чем ответственность директора?
- Как оформить уникальность название фирмы?
- Недостоверный юридический адрес: в чем опасность.
- Что диктует 115-ФЗ
- Разница: учредители и участники.
- Бухгалтерия для ИП.
- Коммерческий директор, нужен ли он?
- Зарегистрировать фирму
- Зарегистрировать ООО, АО, ИП.
- Оптимизация налогов-это…
- ВЭД
- Восстановить бухгалтерский учет.
- Что мы делаем для регистрации
- Как возместить убытки
- Две модели взаимодействия по договору агентирования.
- Как предпринимателю получить помощь от государства.
- Что называется параллельным импортом.
- Какие бывают штрафы и пени по налогам
- В каких случаях применяется доверенность на управление
Благодаря вашей статье, я нашла ответы на свои вопросы и теперь знаю куда мне идти. Благодарю вас.
Очень понравилось статья. Много информации подчеркнула для себя. Спасибо за все изложенные нюансы о которых Вы рассказали.
Я думаю сразу надо жалобу писать. Раньше не обращал на это внимания ну сейчас стал при любой ситуации не в мою пользу. Пишу жалобу. Зато в последующие разы будет как то осторожней к тебе относиться.
Спасибо вам за то что всё подробно расписали, очень интересная и нужная статья. Многие к сожалению не знают своих прав, а недобросовестные работодатели этим пользуются, всё должно быть по закону.
В принципе, механизмы защиты работника есть и это не плохо, но вот срок рассмотрения в 30 дней, мягко говоря удручает. Насколько же медлительна и тягомотна, эта чиновничья машина…
Статистика о том, что 2/3 обращений не имеет никакого отклика, говорит, что добиться правды, ну крайне сложно и смысл добиваться справедливости есть смысл только тем, кому не жалко свое время.
К сожалению, в статье не уточняется тот момент, что если работник пожалуется на работодателя, что тот ему платит «серую» зарплату, то после этой жалобы не только работодателя накажут, но и работник должен будет заплатить в полученного дохода 13% НДФЛ.
Радует тот факт, что молодые граждане жалуются больше и чаще. Это оставляет надежду на то, что рано или поздно, бюрократические барьеры спадут и Трудовые комиссии начнут работать более эффективно.
Жалобы на работодателя актуальны только там, где есть рабочие места. А как показывает практика, это есть только в миллионниках. В более мелких регионах, где нет работы, никому и в голову не придет жаловаться на того, кто хоть какие-то деньги платят.