Интересна ли Вам тема: штрафы по госзакупкам ? Госзакупки — это огромный рынок товаров, работ и услуг.
Но законодательство достаточно жестко требует ответственности за правонарушения в них.
Если вам интересна тема пени и штрафов в этой области, проверьте, сможете ли вы предугадать решение Конституционного суда в приведенном примере.
Пример
Компания заключила с администрацией района госконтракт на поставку товара (запчасти для электростанции).
По условию контракта она была поставить товар в течение 9 дней, но поставила через 3 месяца, за это заплатила пени.
В это время жители сельского поселения, учреждения, предприятия испытывали перебой в электроснабжении.
Мировой судья в итоге добавил штраф для компании в размере больше 2 млн ₽, признав это административным правонарушением.
Компания пыталась обжаловать штраф и дошла до Конституционного суда. По ее мнению пени за просрочку она уже заплатила, а штрафовать можно было только за неисполнение обязательств. Обязательства были исполнены, хоть и с опозданием, поэтому штраф нужно отменить.
Вопрос: счёл ли Конституционный суд, что было исполнение обязательств и штраф нужно отменить?

штрафы по госзакупкам — рассматривается с разных аспектов, но ответ будет в конце статьи, а пока рассмотрим понятия, систему штрафов и способы расчёт пени.
Как происходят начисления штрафы и пени по госконтрактам
Понятие неустойки содержится в ст.330 ГК РФ. Это сумма, которую должник должен выплатить кредитору в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей.
Она определяется законом, либо договором, который в случае с госзакупками принято называть контрактом. А его стороны, заказчик и исполнитель, который чаще называется поставщиком, обязаны выполнять его условия. Какие санкции применяются, если они этого не делают, — рассмотрим это в статье.
Закон «О контрактной системе в сфере госзакупок» №44-ФЗ содержит информацию о штрафах и пенях. Наказать такими способами могут и заказчика, и исполнителя.
Пени применяются за нарушения сроков, а все остальные «грехи» могут повлечь штрафы. Удалить этот пункт их соглашения нельзя, ч. 4 ст. 34 №44-ФЗ содержит прямое требование присутствия этого пункта в соглашении.
Исключения могут быть в т. н. закупках у единственного поставщика.

Где найти определения в официальных документах
Порядок для расчета суммы пени:
- применяются для поставщика: ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ;
- применяются для заказчика: ч.5 ст.34 Закона №44-ФЗ.
Порядок расчета штрафных санкций: Постановление Правительства РФ №1042 от 30 августа 2017 г.:
- применяются для поставщика: п.3-8 Постановления №1042;
- применяются для заказчика: п.9 Постановления №1042.
В договоре указывается сумма, которую принято называть ценой контракта (ЦК). Штраф рекомендуется указывать в процентах от ЦК (части при поэтапной сдаче). Так как если ЦК изменится, то по закону нет возможности пересмотреть размер штрафа.
В Постановлении № 1042 есть термин «стоимостное обязательство». Оно означает по ст. 424 ГК РФ такие обязательства, которые можно выразить в денежном эквиваленте.
Если этого сделать нельзя, обязательства называются нестоимостными. За нарушения последних штрафы начисляются в виде определенной суммы, а не в процентах.

Какая бывает ответственность по госконтракту заказчика
Закон не устанавливает обязанность исполнителя требовать от закзачика уплаты неустоек, это его право.
Пени
Штрафы по госзакупкам. Просрочка выполнения обязательств для заказчика может грозить начислением пеней. Она зависит от действующей ставки ЦБ РФ и составляет 1/300 от нее, берется показатель в день уплаты.
Сумма не ограничена ценой контракта. Начисляться они начинают на следующий после даты поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, начисляется каждый день просрочки.
Штрафы
Могут быть начислены за каждый факт нарушения заказчиком своих обязательств, не связанных с просрочкой оплаты. Общая сумма штрафов ограничена ценой контракта.
Может быть освобождение от штрафов. Например, штрафы по госзакупкам были начислены в этом варианте: одного главу муниципалитета оштрафовали за нарушение лимита закупок малого объема (цена контракта была более разрешенного лимита в 100 тысяч ₽).
Уже после нарушения законодательство установило лимит в 300 тысяч ₽. Суд округа указал, что это освобождает нарушителя от ответственности, то есть, имеет обратную силу.

Какая бывает ответственность по госконтракту поставщика
Особенность госконтракта в том, что по ч.6 ст.34 Закона №44-ФЗ заказчик обязан направить нарушителю требование оплатить пени и штрафы. У него нет возможности принимать решение самому, закон обязывает.
Пени
Размер пени по ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ составляет 1/300 ключевой ставки ЦБ, которая действует в день уплаты неустойки. Пеня начисляется за каждый день просрочки со дня, следующего за днем, когда истекает последний день оплаты по контракту. В расчёт не берется период, когда заказчику требуется принять товар, оформить документы.
Штрафы
Формулировка причины штрафов: «за ненадлежащее исполнение условий контракта».
Если хочется сделать вывод, что они касаются всего, кроме просрочки, за которую начисляется пени, — это не так. Нарушение сроков тоже рассматривается как неисполнение обязательств.
Здесь уже можно дать ответ на вопрос в примере: за просрочку могут быть начислены и пени, и штраф. Но к примеру, как и обещали, вернемся в конце.
Особенность применения штрафов в том, что они начисляются за каждый случай, а не один за пул правонарушений. Еще одно отличие от пени в том, что максимальная общая сумма штрафов ограничена ценой контракта. Если контракт был на 1 млн ₽, то все штрафы не могут превысить 1 млн ₽. Но нужно помнить, что к ним добавятся ещё и неограниченные предельной суммой пени.

Одновременное начисление штрафов и пеней
Согласно определению Верховного суда от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360, если поставщик не сделал вообще никаких работ и не поставил товар, то правомерно начислять пени.
Односторонний отказ от договора повлечет ещё и штраф. Если в контракте указаны еще условия, которые затрагиваются неисполнением договора, то сумма штрафов по ним тоже суммируется.
Штрафы для поставщиков, как и для заказчиков, тоже могут быть отменены или снижены. Например, была оштрафована в мае 2021 компания N. на 7,6 млн ₽ за сговор с другими участниками манипулировать ценой аукциона.
Суд округа снизил сумму в 2 раза, приняв во внимание: смену руководства и собственника, рост штата компании и ее нестабильное финансовое положение.

Как удержать неустойку с поставщика
Для воздействия на исполнителя по контракту у заказчика есть 4 законных метода:
- Поговорить с поставщиком и убедить заплатить добровольно.
- Удержать из суммы по контракту.
- Удержать из средств, которые были перечислены в качестве обеспечения исполнения контракта.
- Взыскать через суд.
Эти условия по удержанию сумм обычно указываются в контракте. Из банковской гарантии удержать неустойку нельзя. Возникли штрафы по госзакупкам.
Условия, касающиеся штрафов для поставщика (Постановление № 1042):
- В закупках СМП и СОНКО штраф устанавливается 1% от цены контракта, от 1 000 ₽ до 5 000 ₽.
- Для исполнителя, подписавшего контракт по наиболее высокой цене: итоговая цена контракта меньше НМЦК (начальной минимальной цены контракта), то берется процент от НМЦК, если больше — от итоговой цены контракта:
- менее 3 млн ₽: 10%;
- от 3—50 млн ₽: 5%;
- 50—100 млн ₽: 1%.
Несоимостные обязательства предполагают фиксированные суммы штрафов, если цена контракта:
- менее 3 млн: 1 000 ₽;
- 3—50 млн: 5 000 ₽;
- 50—100 млн: 10 000 ₽;
- более 100 млн: 100 000 ₽.
Освободиться от уплаты неустойки можно. Тогда нужно доказать, что нарушение исполнения обязательств произошло не по вине исполнителя / заказчика.

Ответ на вопрос из примера
Конституционный Суд РФ уточнил, что ГК РФ и законодательство в сфере контрактной системы разделяют просрочку и неисполнение обязательств с целью установления разных санкций, но не говорят о том, что они взаимоисключают друг друга.
Нарушение сроков влечет начисление пени, а нарушение обязательств — штраф. Проще говоря, Суд постановил, что просрочка исполнения контракта — это еще и нарушение обязательств, поэтому добавляется штраф. Этого же мнения придерживается ФАС.
Выводы по госконтрактам
Не за все можно штрафовать. Если обратиться к судебной практике, то такие действия как подписание акта выполненных работ не может облагаться штрафом.
Подписание итогового акта не относится к выполнению работ. Были случаи, когда заказчик хотел оштрафовать за повторное неустранение замечаний. Обоснованность замечаний заказчика никак не регулировалась.
Как с этим бороться? Подрядчик имеет право обжаловать действия заказчика. Срок подачи обжалований строго ограничен.
Подрядчику поможет обеспечить соблюдение своих прав привлечение опытных профессионалов. Юристы проведут предварительную оценку условий документации и условий контракта.
- Оптимизация налогов-это…
- ВЭД
- Зарплаты в России и нарушение работодателе
- Восстановить бухгалтерский учет.
- Что мы делаем для регистрации
- Что такое: реэкспорт и реимпорт.
- Кому нужна печать.
- Разница: учредители и участники.
- Как узнать систему налогообложения по ИНН.
- Юридическая защита компании.
- Отчетность в Статистику
- Кто такие учредители и участники.
- Коммерческий директор, нужен ли он?
- Наследство получили?
- Нотариус. Цифровые услуги.
- Какая форма юрлица есть?
- Создать ООО
- Зарегистрировать фирму
- Зарегистрировать ООО, АО, ИП.
- Что делать безработному
- Филиал, представительство или иное обособленное подразделение
- Срок давности
- Краснодарский край и бизнес
- Ответственность ликвидатора
- ТОП-3 статей из 2 глав КоАП, по которым назначено за год больше всего штрафов
- Нарушения исполнителем (комиссионером) договора комиссии
Важно понимать, что не всегда взыскание неустойки возможно – законодательством предусмотрены моменты, когда сторона, нарушившая условия контракта, освобождается от штрафов и выплат.
Я думаю, что штрафы и пени должны назначаться исходя из ситуации индивидуально. А если поставка задержалась на какое-то время не по вине поставщика, а ему вовремя товар не привезли? Почему он должен отвечать тогда один?
Для того чтобы не было штрафов, думаю стоит при составлении договора писать сроки чуть больше, с запасом. Тогда не будет никаких пеней и штрафов. И уточнять еще у своих поставщиков сроки поставки и так же договор составлять с ними тоже со штрафами при нарушениях.
К сожалению, потом очень сложно получить деньги с поставщиков, которые подвели и сроки были не соблюдены. Наверно надо при составлении договора как-то ужесточать условия и прописывать это.
На мой взгляд с организациями государственными лучше не работать. Потому что очень много может быть придирок и в целом договориться сложно. Может и выгодно, но насколько знаю, что обязательств придется взять много.
Сам контрагент наврятли будет платить. Если же идти в суд, то смотря какая сумма стоит на кону. Так как придется тратиться на судебные издержки и всегда есть вероятность проигрыша.
В законах о госзакупках очень много подводных камней. Прежде, чем взяться за исполнение контракта, нужно досконально прочитать и понять тех задание и только потом понять — ваша компания в силах его исполнить или нет.
Очень сложная тема, в которой нужно соблюдать все законы и следить за изменениями в них. Для этого в компании должен быть выделен специалист, который всегда будет следить за ними.
Штрафы по госзакупкам, как и вообще, вся тема госзукупок, на мой взгляд, пронизана таким большим количеством вольно трактуемых формулировок в договорах, что как мне кажется, надо более детально прописывать закон на эту тему. В противном случае, как был беспредел на этой ниве, так он и будет существовать далее.