Договор транспортной экспедиции следует заключать тогда, когда помимо доставки груза требуется получить ряд других услуг. При простой доставке груза в пункт назначения нужно заключать простой договор перевозки (ст. 785 ГК РФ).
Экспедиционная услуга — это часто организация целой цепочки перевозок грузовым, железнодорожным, морским и воздушным транспортами. Рассмотрим детали договора, и когда он требуется.
В чем отличие от договора грузоперевозок? Ответ здесь.
Понятие договора транспортной экспедиции
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется выполнить или организовать выполнение определенных экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза, за вознаграждение и за счет другой тороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя).
Определение дано в п. 1 ст. 801 ГК РФ. У термина «экспедиция» несколько значений, нас интересует значение термина, принятое в логистике. В идеале транспортная экспедиция подразумевает доставку грузов со склада грузоотправителя до склада грузополучателя («от двери до двери»).
В 2003 году был принят специальный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Помимо этого, взаимоотношения сторон регулируются гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и Правилами транспортно-эскпедиционной деятельности № 554.
Не применяются правила о возмездном оказании услуг из гл. 39 ГК РФ.
Споры в суде по агентским договорам, здесь.
Детали договора экспедиции
Договор заключают клиент и экспедитор. Это могут быть физические лица, ИП или юридические лица. Клиент обязуется оплатить услуги экспедитора, это может быть грузоотправитель, а может быть грузополучатель.
Никто из них не обязан быть владельцем (собственником) груза.
Экспедитор за вознаграждение и за счёт клиента выполняет услуги, связанные с перевозкой груза.
Они не лицензируются. По закону № 87-ФЗ заключать договор следует в письменной форме, обязанности нотариально его заверить нет, но по соглашению сторон это возможно.
Иногда выполнение услуг требует представления доверенности, в этом случае выдавать её нужно обязательно п. 2 ст. 802 ГК РФ.
Судебная практика показывает, что договор не могут заменить ни счета-фактуры, ни платёжные поручения, ни заявки на перевозку груза, ни товарно-транспортные накладные.
О договорах ГПХ можно прочитать здесь.
Обязательные условия договора
Договор считается заключенным, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Для договора транспортной экспедиции это его предмет.
В качестве предмета договора рассматриваются действия экспедитора по выполнению услуг, связанных с перевозкой груза и действия клиента по оплате таких услуг.
Предмет договора должен содержать:
- вид, объем, содержание услуг;
- размеры, порядок уплаты вознаграждения.
Закон не содержит требований к списку услуг в качестве обязательных. Как правило, это действия экспедитора согласно ст. 801 ГК РФ.
Пример описания предмета договора приведён ниже.
В приложении к договору приводится бланк заявки, в которой могут содержаться все необходимые параметры:
- Период перевозки.
- Вид сообщения.
- Пункт отправления.
- Грузоотправитель.
- Пункт назначения.
- Наименование груза/код.
- Погранпереходы.
- Количество контейнеров.
- Вес груза нетто.
- Типоразмер контейнеров и другие нужные характеристики.
Со стороны клиента нужно будет оплатить эти грузы, поэтому в заявке указываются ставки за контейнер или другим образом посчитанная сумма.
Договор может дополняться любым количеством необходимых приложений. Это могут быть: приложение с информацией о том, какая полагается ответственность (штрафы, пени) за задержку вагонов, контейнеров, акт об оказании услуг, акт сверки взаиморасчётов по договору, отчёт о затратах, подлежащих возмещению, информация о цепочке собственников юридического лица, включая бенефициаров и другие приложения.
Краткий (неполный) перечень транспортно-эскпедиционных услуг:
- Организация перевозки грузом транспортом по маршруту клиента или собственному.
- Страхование грузов и другие взаимодействия со страховыми компаниями.
- Охрана грузов.
- Оплата транспортных тарифов, платежей, сборов.
- Составление маршрута перевозки груза.
- Заключение договоров с другими участниками процесса перевозки (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили).
- Выполнение обязанности таможенного брокера.
- Организация переадресовки грузов.
- Снабжение грузовладельцев информации о движении грузов, розыске грузов.
- Получение различных разрешений на перевозку опасных грузов и другие услуги.
Когда нужен договор экспедирования
В каких случая следует обращаться в транспортно-экспедиционную компанию, а не заниматься собственной перевозкой:
- При отправке негабаритных грузов.
- Отправке груза на экспорт.
- При отправке грузов, которые требуют специальных сертификатов.
- Одноразовых отправках.
- При небольших объемах отправок.
- Срочной оправке груза.
- При отправке груза на открытом подвижном составе и в других случаях.
Пример из практики
В 2021 году А. заключил договор экспедирования с транспортной компанией «К.». Отправитель являлся и грузополучателем, и планировал получать груз сам (компьютерные комплектующие).
А. получил СМС-уведомление, что груз доставлен, но не успел его получить, так как в тот же день он был выдан другому лицу, которое предъявило временное удостоверение личности.
Органом МВД такое не выдавалось, а подпись А. старались подделать.
Было возбуждено уголовное дело, А. обратился через суд за возмещением стоимости груза, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.
Районный суд отказал в выплатах, апелляция тоже посчитала, что транспортная компания не сомневалась в истинности документа, кассационная инстанция оставила судебные акты без изменений.
ВС РФ указала, что экспедитор несет ответственность по договору (ст. 805 ГК РФ), а как перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа (п. 1 ст. 796 ГК).
Таким образом, суд напомнил, что экспедитор — это субъект предпринимательской деятельности, он должен ответственно подходить к проверке документов, а ответственность с него может снять только «обстоятельство непреодолимой силы».
Подделанный документ нельзя считать обстоятельством непреодолимой силы, потому что экспедитор должен быть его проверить, а если не проверил — то это его решение рискнуть и понести убытки.
Вывод: экспедитор несёт ответственность за потерю или порчу груза, если он был передан ему для доставки.
Интересный материал:
- Сменить состав учредителей ООО
- Признаки банкротства ООО
- Налоговые споры
- Бизнес в Краснодарском крае
- Сроки исковой давности
- Что такое опционный договор
- Договор поручения
- Налогообложение по агентскому договору
- Кто защищает конкурентов?
- Промежуточный ликвидационный баланс (ПБЛ).
- «Налог на Google» — должны ли мы платить НДС
- СМИ, dogs и рок-н-ролл
- Валюта и операции с ней
- Как списывать товары с истёкшим сроком годности
- Что такое упрощенная процедура банкротства юрлиц.
- Две модели взаимодействия по договору агентирования.
Написано в статье все правильно по договору с экспедицией транспортной отправки. Но все же остаются несколько вопросов: а как быть если был составлен договор и отправлен груз на большие суммы, к примеру, миллионная сумма и вдруг он потерялся. Тогда кто будет нести ответственность и вернут ли полную сумму, на которую был отправлен груз?
Не поняла, так в убытке кто остался то? Если тот кто должен был получить товар не смог это сделать, по причине что кто-то его опередил. И он подал в суд, и получил отказ. Так почему клиент должен терять деньги? Он же отправил товар, надеясь, что получатель его сможет забрать. Какая-то история немного странная.
Так в убытках не клиент, а сторона, которая отправляла товар, потому что транспортная компания выполнила все условия и не обязана делать запрос на подлинность документов. И не у всех могут быть связи для этого.
Не поняла, так в убытке кто остался то? Если тот кто должен был получить товар не смог это сделать, по причине что кто-то его опередил. И он подал в суд, и получил отказ. Так почему клиент должен терять деньги? Он же отправил товар, надеясь, что получатель его сможет забрать. Какая-то история немного странная.
Уверен, что договор нужен в любом случае при отправке грузов. Чтобы не было сюрпризов. Просто грамотно составленный. Как вы и пишете, что должны быть прописаны все данные четко. И если что случись, то на руках останется описание и не отвертится никто. В суд можно идти смело.
Интересно, а все фирмы готовы на корректировку договора и внесение в него каких-то дополнительных пунктов? Ведь в основном они сделаны по стандарту или в выгоду себе. И наврятли есть какие-то подпункты, где есть убытки для компании, если они нарушат условия доставки.
Больше всего в транспортных операциях большую роль играет порядочность всех сторон. Так как если хотя бы одно звено окажется с гнильцой, то вся цепочка и полетит. Лучше работать и пользоваться проверенными компаниями, так все же проще быть уверенным в точной доставке груза.
Я одного не могу понять. А почему нельзя перевозить грузы без третьих лиц. К примеру, есть транспортная компания, вот она — принимает заказы, отвечает за доставку из рук в руки. На мой взгляд все логично. Тогда может меньше получится в итоге спорных ситуаций.
Потому что есть перевозчики, а есть экспедиторы 🙂 разные договоры, разная ответственность, разные бизнесы
Ситуация любопытная. Я о таком даже и не слышала, что бы груз получал кто-то другой.
Это если он очень круто стоит. Может подделали документы и об этом еще знали.
Тогда реально человек, кто принимает груз мог сильно влететь на деньги.
Очень познавательная статья и детально расписанная. Ранее не знала отдельно о договоре транспортной экспедиции. Все-таки думаю, что договора лучше составлять письменно и нотариально заверенными.
Как и в любой отрасли , где имеются две стороны , в обязательном случае заключается договор . Транспортная экспедиция не исключение. Соглашая договор, Заказчик при отправке груза «страхуется», как так имеются разные случаи. На случай утери, порчи , кражи и тд , с данным договором можно подавать иск в суд .
С развитием транспортных компания, которые профессионально занимаются перевозкой грузов из пункта А в пункт Б стало намного проще в плане доставки того или иного груза покупателю. Выбирай компанию с наиболее выгодными условиями и заключай договор, который как правило стандартный.