Договор транспортной экспедиции следует заключать тогда, когда помимо доставки груза требуется получить ряд других услуг. При простой доставке груза в пункт назначения нужно заключать простой договор перевозки (ст. 785 ГК РФ).

Экспедиционная услуга — это часто организация целой цепочки перевозок грузовым, железнодорожным, морским и воздушным транспортами. Рассмотрим детали договора, и когда он требуется.

В чем отличие от договора грузоперевозок? Ответ здесь.

Понятие договора транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется выполнить или организовать выполнение определенных экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза, за вознаграждение и за счет другой тороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя).

Определение дано в п. 1 ст. 801 ГК РФ. У термина «экспедиция» несколько значений, нас интересует значение термина, принятое в логистике. В идеале транспортная экспедиция подразумевает доставку грузов со склада грузоотправителя до склада грузополучателя («от двери до двери»).

В 2003 году был принят специальный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Помимо этого, взаимоотношения сторон регулируются гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и Правилами транспортно-эскпедиционной деятельности № 554.

Не применяются правила о возмездном оказании услуг из гл. 39 ГК РФ.

Споры в суде по агентским договорам, здесь.

Детали договора экспедиции

Договор заключают клиент и экспедитор. Это могут быть физические лица, ИП или юридические лица. Клиент обязуется оплатить услуги экспедитора, это может быть грузоотправитель, а может быть грузополучатель.

Никто из них не обязан быть владельцем (собственником) груза.

Экспедитор за вознаграждение и за счёт клиента выполняет услуги, связанные с перевозкой груза.

Они не лицензируются. По закону № 87-ФЗ заключать договор следует в письменной форме, обязанности нотариально его заверить нет, но по соглашению сторон это возможно.

Иногда выполнение услуг требует представления доверенности, в этом случае выдавать её нужно обязательно п. 2 ст. 802 ГК РФ.

Судебная практика показывает, что договор не могут заменить ни счета-фактуры, ни платёжные поручения, ни заявки на перевозку груза, ни товарно-транспортные накладные.

О договорах ГПХ можно прочитать здесь.

Обязательные условия договора

Договор считается заключенным, если достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Для договора транспортной экспедиции это его предмет.

В качестве предмета договора рассматриваются действия экспедитора по выполнению услуг, связанных с перевозкой груза и действия клиента по оплате таких услуг.

Предмет договора должен содержать:

  • вид, объем, содержание услуг;
  • размеры, порядок уплаты вознаграждения.

Закон не содержит требований к списку услуг в качестве обязательных. Как правило, это действия экспедитора согласно ст. 801 ГК РФ.

Пример описания предмета договора приведён ниже.

Предмет договора экспедирования

В приложении к договору приводится бланк заявки, в которой могут содержаться все необходимые параметры:

  1. Период перевозки.
  2. Вид сообщения.
  3. Пункт отправления.
  4. Грузоотправитель.
  5. Пункт назначения.
  6. Наименование груза/код.
  7. Погранпереходы.
  8. Количество контейнеров.
  9. Вес груза нетто.
  10. Типоразмер контейнеров и другие нужные характеристики.

Со стороны клиента нужно будет оплатить эти грузы, поэтому в заявке указываются ставки за контейнер или другим образом посчитанная сумма.

Договор может дополняться любым количеством необходимых приложений. Это могут быть: приложение с информацией о том, какая полагается ответственность (штрафы, пени) за задержку вагонов, контейнеров, акт об оказании услуг, акт сверки взаиморасчётов по договору, отчёт о затратах, подлежащих возмещению, информация о цепочке собственников юридического лица, включая бенефициаров и другие приложения.

Краткий (неполный) перечень транспортно-эскпедиционных услуг:

  • Организация перевозки грузом транспортом по маршруту клиента или собственному.
  • Страхование грузов и другие взаимодействия со страховыми компаниями.
  • Охрана грузов.
  • Оплата транспортных тарифов, платежей, сборов.
  • Составление маршрута перевозки груза.
  • Заключение договоров с другими участниками процесса перевозки (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили).
  • Выполнение обязанности таможенного брокера.
  • Организация переадресовки грузов.
  • Снабжение грузовладельцев информации о движении грузов, розыске грузов.
  • Получение различных разрешений на перевозку опасных грузов и другие услуги.

Когда нужен договор экспедирования

В каких случая следует обращаться в транспортно-экспедиционную компанию, а не заниматься собственной перевозкой:

  • При отправке негабаритных грузов.
  • Отправке груза на экспорт.
  • При отправке грузов, которые требуют специальных сертификатов.
  • Одноразовых отправках.
  • При небольших объемах отправок.
  • Срочной оправке груза.
  • При отправке груза на открытом подвижном составе и в других случаях.
договор экспедирования

Пример из практики

В 2021 году А. заключил договор экспедирования с транспортной компанией «К.». Отправитель являлся и грузополучателем, и планировал получать груз сам (компьютерные комплектующие).

А. получил СМС-уведомление, что груз доставлен, но не успел его получить, так как в тот же день он был выдан другому лицу, которое предъявило временное удостоверение личности.

Органом МВД такое не выдавалось, а подпись А. старались подделать.

Было возбуждено уголовное дело, А. обратился через суд за возмещением стоимости груза, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.

Районный суд отказал в выплатах, апелляция тоже посчитала, что транспортная компания не сомневалась в истинности документа, кассационная инстанция оставила судебные акты без изменений.

ВС РФ указала, что экспедитор несет ответственность по договору (ст. 805 ГК РФ), а как перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа (п. 1 ст. 796 ГК).

Таким образом, суд напомнил, что экспедитор — это субъект предпринимательской деятельности, он должен ответственно подходить к проверке документов, а ответственность с него может снять только «обстоятельство непреодолимой силы».

Подделанный документ нельзя считать обстоятельством непреодолимой силы, потому что экспедитор должен быть его проверить, а если не проверил — то это его решение рискнуть и понести убытки.

Вывод: экспедитор несёт ответственность за потерю или порчу груза, если он был передан ему для доставки.

Интересный материал: